Симплексом в n -мерном пространстве называют фигуру, содержащую n +1 вершину. На плоскости — это треугольник, в трехмерном пространстве — тетраэдр и т.д. Если все вершины симплекса равно удалены друг от друга, то такой симплекс называется регулярным. В литературе можно встретить и другое название метода — метод деформируемого многогранника. В организации алгоритма поиска используется важное свойство симплекса: против каждой вершины находится только одна грань. Суть метода заключается в следующем. В окрестности начальной точки х° строим симплекс, затем находится самая "плохая" его вершина (т.е. та, в которой наихудшее значение критерия оптимальности) и на противоположной грани строится новый симплекс, отличающийся от исходного только одной вершиной. Эта вершина получается симметричным отражением выбрасываемой вершины относительно центра противолежащей грани. Центр грани определяется геометрически, как среднее значение по каждой проекции из всех вершин грани. Алгоритм получения новой вершины записывается следующим образом:
|
|
где х 1, х 2,...— вектора вершины симплекса (координаты вершин), xj — вектор выбрасываемой вершины, xj — новая вершина в новом симплексе. В скалярном представлении для каждой координаты будет аналогичная формула.
После построения нового симплекса требуется лишь одно вычисление критерия оптимальности: только в новой вершине, так как в остальных углах они вычислены. Далее все повторяется снова.
При выходе в район оптимума процесс поиска «зацикливается». Это имеет место тогда, когда приходится выбрасывать только что полученную вершину (если значение критерия в новой вершине оказывается самое плохое). В этом случае можно «сжимать» симплекс, откладывая новую вершину от грани на расстояние вдвое меньше, чем необходимо.
Хj = 3/(2n) (x1+x2+…xn+1) – (1+3/(2n))xj.
Процесс сжатия происходит многократно, до тех пор пока размеры симплекса не будут меньше заданных.