Жизненный цикл товара – это время пребывания товара на рынке, начиная с выхода товара на рынок и кончая моментом его ухода.
ЖЦТ - это модель реакции рынка на товар во времени, где независимой переменной является время, а зависимой - объем продаж, затраты и прибыль. На ЖЦТ могут оказывать влияние как внешние факторы маркетинговой среды (макросреда), так и внутренние (микросреда), маркетинговая активность предприятия. Кривая ЖЦТ может быть построена как для конкретной ассортиментной группы, так и для всего товарного рынка (рис.5.1)
Гребешковая Сезон или мода Фетиш Провал
Рис. 5.1 Разновидности кривых ЖЦТ
По аналогии с жизненным циклом живого организма различают следующие этапы жизненного цикла товара: разработка, внедрение, рост, зрелость, упадок (табл.5.1).
Таблица 5.1 - Пять этапов ЖЦТ
Этап/Характеристика | Текущий объем продаж | Накопленная прибыль |
Разработка | Продажи не осуществляются. Продукт не существует | Увеличивающийся убыток из-за инвестиций в разработку товара |
Введение | Медленно растущий, с увеличением темпа роста | Уменьшающийся убыток. К концу этапа накопленный убыток = 0. Начинается накопление прибыли |
Рост | Быстро растущий с максимальным темпом роста. | Быстро растущая прибыль с максимальным темпом роста. |
Зрелость | Медленно растущий с замедлением темпа роста. К концу этапа текущий объем продаж достигает точки максимума. | Замедление темпов роста. Основная масса прибыли получена на этом этапе. |
Упадок | Снижение объемов продаж | Снижение темпов роста до минимума. В конце этапа – максимум достигнутого накопления. |
Разработка наиболее важный этап на всем жизненном пути. Товар начинает жить в идеях, разработках, экспериментах, и это 50% успеха или неудачи на рынке. На стадии разработки требуются большие финансовые затраты на лабораторные исследования, оборудование, заработную плату проектировщикам и исследователям. На стадии разработки выясняется, нужен ли будущий товар потребителю и в каком объеме. Затем изучается положение на рынке производительных сил: состояние с рабочей силой, материалами, сырьем и необходимым оборудованием; уровень конкуренции на существующие товары, удовлетворяющие аналогичную потребность.
|
|
Если товар проходит все этапы разработки, опытное производство и испытание, наступает стадия внедрения, включающая серийное производство и вывод товара на рынок. Данная стадия характеризуется появлением товара на рынке и ростом объема продаж. На этой стадии наблюдается медленный рост производства, т.к. потребители мало информированы о новом товаре или меняют свои привычки к потреблению существующих товаров аналогичного назначения. Свое воздействие фирма направляет на покупателей, которые в наибольшей степени готовы приобрести товар. В этот период цены находятся на высоком уровне из-за значительных издержек производства, больших расходов на рекламу и стимулирование сбыта. Маркетинговая политика ориентирована на активную рекламу, усиление конкурентной борьбы за рынок, использование монопольного преимущества, если товар уникальный, управление ценой, продолжение мероприятий по продвижению товара.
|
|
Стадия роста характеризуется увеличением объема продажи, прибыльностью, снижением расходов на маркетинг. На этой стадии товар получает признание у потребителей, спрос на него растет, все усилия фирмы направлены на быстрое освоение рынка. В целях сохранения устойчивого положения на рынке фирма должна проводить следующие мероприятия: улучшение качества товара; создание новых моделей; вывод товара на новые сегменты рынка; привлечение потенциальных потребителей с помощью рекламы; снижение цены товара; улучшение сервисного обслуживания; повышение конкурентоспособности; закрепление имиджа фирмы.
Стадия зрелости. Характеризуется замедлением роста продаж и их стабилизацией на определенном уровне. Данный этап обычно самый продолжительный. Причины стабилизации спроса: уровень охвата рынка и уровень проникновения на рынок достаточно велики (за счет сегментирования покупателей и дифференциации товаров). Покрытие рынка сбытовыми сетями может увеличиваться далее. Технологии стабилизированы (возможны лишь незначительные модификации). Цели маркетинга на данном этапе: увеличить долю рынка и добиться устойчивого конкурентного преимущества (через имидж, стимулирование сбыта и цену); искать новые рыночные ниши и сегменты.
Стадия спада – завершающая стадия жизненного цикла товара, характеризуется резким снижением объемов продажи, а затем и прибыли.Интенсивные маркетинговые усилия не способны привести к положительной динамике объемов продаж. Причины "старения" товара на рынке: под влиянием НТП появляются принципиально новые товары, предпочтения и вкусы покупателей модифицируются, товар становится непривлекательным. Социальные, экономические и политические изменения среды, такие как изменение норм безопасности, гигиены, экологической защиты, делают товары запрещенными или устаревшими. В этих условиях фирма может принять конкретные меры по продлению жизни товара, например: оставить производство данного товара без изменения, но осуществить интенсивную рекламу; изменить упаковку; организовать реализацию оставшегося товара с целью получения оставшейся прибыли; снять товар с производства и реализации.
Для предупреждения спада в жизненном цикле товара целесообразно увеличить продолжительность стадий роста, зрелости путем заблаговременного введения на рынок до момента его одним товаром нового товара. Основную массу прибыли от реализации товара (60-80%) получают в фазах зрелости товара и насыщения рынка. Это требует соответствующей тактики маркетингового обеспечения на этих фазах. К тому же повсеместно проявляющаяся за последние десятилетия тенденция сокращения ЖЦТ отдельных товаров и отдельных фаз этого цикла, заставляет интенсифицировать весь процесс создания товара и его рыночной реализации. Все затраты, связанные с ЖЦТ, должны быть полностью покрыты; более того, должна быть получена прибыль не ниже среднеотраслевой. Тот факт, что продажная цена изделия соотносится с затратами на его потребление (эксплуатацию) примерно 1:10 - 1:20, позволяет сделать два главных вывода, имеющих высокую практическую значимость:
- крайне важно повышать значимость и эффективность исследований и разработок с целью создания новых товаров, имеющих действительно высокую потребительскую ценность;
|
|
- «эпицентр» маркетинговых усилий должен постепенно смещаться в область, связанную с бесперебойным, высококачественным обеспечением процесса потребления реализованного товара (гарантийное и после гарантийное обслуживание, сервис; рекламирование и стимулирование сервиса и работы сервисных подразделений; реклама товаров, для которых характерны пониженный расход топлива, электроэнергии, надежность в работе, пониженная потребность в техобслуживании и др.).
ЖЦТ – важное понятие маркетинга. В зависимости от того на каком этапе ЖЦТ находиться товар мы определяем наши стратегические решения в области «5Р»: цена, покупатели, рынок (конкуренты), характеристики товара, комплекс продвижения. Классическая кривая ЖЦТ встречается очень редко и является почти теоретической моделью. Большинство товаров имеют свои, индивидуальные кривые, на вид которых влияют различные внутренние и внешние для фирмы факторы:
- модификация товара на этапе упадка, с целью возродить товар в новой форме, с новыми качествами и новой маркетинговой политикой продвижения;
- сезонность спроса на товар;
- модные тенденции;
- удачная политика продвижения.