Повышение скоростей движения поездов является одним из главных направлений совершенствования работы железнодорожного транспорта. Мировой рекорд скорости перешагнул отметку 500 км/ч. на специализированных линиях в регулярном обращении находятся поезда с эксплуатационной скоростью 300 км/ч. Создаётся Единая европейская сеть, которая в 2005 году свяжет скоростными и высокоскоростными поездами крупнейшие города Западной и Центральной Европы. Заканчивается создание высокоскоростной сети в Японии.
Разработанная в России концепция организации скоростного и высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте основывается на отечественном и зарубежном опыте. Она предусматривает наращивание скоростей движения пассажирских поездов за счёт модернизации и реконструкции ряда существующих линий с современным пассажирским и грузовым движением до скоростей 140-200 км/ч, а также переход на сооружение специализированных высокоскоростных пассажирских магистралей со скоростями до 300 км/ч.
|
|
Подготовка важнейших направлений сети железных дорог России к повышению скоростей движения пассажирских поездов ведётся МПС и железными дорогами, давно и носит равномерный характер. Историческим основным перегоном для обработки технических решений и технологических проблем скоростного движения пассажирских поездов служило направление Санкт-Петербург - Москва. Здесь в середине 60-х годов по результатам выполненных учёными и специалистами железнодорожного транспорта всесторонних исследований был создан уникальный комплекс технических средств: пути и искусственных сооружений, устройств тягового электроснабжения, автономики, телемеханики и связи, обеспечивающих безопасную и надёжную эксплуатацию пассажирских поездов со скоростями 200 км/ч. в этот же период был создан первый отечественный скоростной электропоезд ЭР200. По тем временам его технические характеристики находились на уровне мировых стандартов. Он обеспечивал максимальную скорость движения 200 км/ч.
Действовавшие в те годы отраслевые программы повышения скоростей движения грузовых поездов «Скорость» и пассажирских поездов «Прогресс» положившими начало планомерной работе МПС и железных дорог в этом направлении. Достигнутый в 1988 году уровень маршрутной скорости 67 км/ч для 130 скоростных и пассажирских поездов непревзойдён до настоящего времени.
Таблица №1
Направления, участки. | Протяжённость(км). | Планируемый уровень средней маршрутной скорости пассажирских поездов после подготовки линии скоростному движению. |
I. Базовая линия Москва - С.Петербург. | 87,0 | |
П. Первоочередные линии-2170 км Москва - Красное(Брест) Москва - Н.Новгород Москва - Воронеж -Ростов | 75,0 73,9 62,0 | |
III. Перспективные линии- 1305 км С.Петербург - Буслов-ская Москва – Ярославль Екатеренбург - Новоросийск - Владивосток Н.Новгород - Екатеренбург Москва - Саратов Москва - Казань Москва - Самара -Уфа Челябинск - Омск | ||
Всего: | - |
В соответствии с отраслевой научно-технической программы «Развитие скоростного пассажирского движения на железных дорогах Российской Федерации на период до 2010 года» к числу важнейших направлений с устойчивыми пассажиропотоками на сети железных дорог России отнесены линии, перечень которых приведён в табл.№1. как видно из таблицы, общая протяжённость с максимальными скоростями 141-160-200 км/ч составляет 15,8 тыс.км. Из них выделена базовая линия Москва - С.Петербург длинной 650 км с максимальной скоростью движения 200 км/ч.
|
|
Первоочерёдные линии имеют протяжённость около 2,2 тыс.км. Скоростное движение на этих направлениях намечено ввести к 2005 г., а на линии Москва - С.Петербург - к 2001 году.
Кроме того, организация скоростного движения с максимальной скоростью 160 км/ч предусмотрена на перспективных линиях протяжённостью 7,8 тыс.км.
Переустройство железнодорожных линий для реализации максимальных скоростей 140-200 км/ч обеспечивает ускорение следования поездов не только на них, но и на целых маршрутах, включающих эти линии.
В области путевого хозяйства разработан и осуществлён целый ряд новых технических решений, не имеющих аналогов в зарубежной практике, а в отдельных случаях и превосходящих мировой уровень. К ним относятся технические средства(для укладки рельсовых путей бес стыкового пути без создания в них начальных напряжений. Укладка осуществляется со специального подвижного состава на подкладки, минуя работы по предварительной выгрузки плети в путь и последующей надвижкой её с уже имеющимися начальными напряжениями на подкладке.
Особо важным техническим решением является так же создание скоростного вагона - путеизмерителя ЦНИИ-4 с бесконтактным съёмом информации и автоматизированной её обработкой. Этот путеизмеритель может снимать в процессе движения примерно в три раза больше информации, чем существующие.
Реализация программ организации движения пассажирских поездов с максимальными скоростями 141-160-200 км/ч позволит получить следующие технико-экономические показатели:
- повышение скоростей пассажирских поездов на 17-20%;
- ускорение следования грузовых поездов на 4-4,5%;
- высвобождение из парка 450 локомотивов устаревших серий;
- сокращение потребности электроэнергии на тягу поездов на 2-2,5%;
- повышение уровня безопасности движения поездов;
- привлечение пассажиропотока с воздушного транспорта, прежде всего на направлениях протяжённостью 800-1000 км;
- снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
- сокращение времени нахождения пассажиров в пути следования на 105 мил.пасс.-ч в год.
Выбор направления в качестве первоочерёдного по созданию высокоскоростных линий в России обусловлен рядом важных факторов. Прежде всего, эта линия характеризуется наличием устойчивых круглогодичных пассажиропотоков. Она позволяет улучшить транспортные связи между крупнейшими городами страны с суммарным населением, превышающим 14 млн. человек. В этих условиях существующая линия Москва - С.Петербург на перспективу после 2005 г. должна быть в основном занята освоением возрастающих грузовых перевозок, а так же использоваться для местного и пригородного пассажирского движения.
Особо следует отметить значение ВСМ с точки зрения повышения безопасности движения и экологической безопасности.
|
|
Это достигается за счёт разделения на разные линии грузового и пассажирского движения, устройства всех пересечений с автотранспортом только в разных, организации технического обслуживания магистрали в специально выделенные «окна» высочайшего уровня автоматизации технологических процессов.
Создание магистрали ВСМ, безусловно, позволит существенно усилить транспортную обеспеченность Северо-западного региона Европейской части страны, что крайне важно в связи с возрастанием значения одного из важнейших российских транспортных коридоров на направлении С.Петербург - Москва.
В целом развитие скоростного и высокоскоростного движения является одним из важнейших рычагов ускорения научно-технического процесса на железных дорогах страны, принципиального улучшения качества обслуживания пассажиров и повышение уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
При согласованном поэтапном переустройстве линии совместно с немецкими и польскими железными дорогами до скоростей 160 км/ч появляется возможность сквозного пропуска пассажирских поездов от Москвы до Берлина.
Одновременно скоростная сеть железнодорожных линий Российской Федерации может рассматриваться как составная часть скоростных линий стран Восточной Европы в сообщении Европа-Азия
Сокращение времени хода пассажирских поездов в междуна родных сообщениях.
Сообщение | Расстояние, км | Время хода поездов | ||
По действующему графику (1997-1998 гг). | При скорости до 160 км/ч | При скорости до 200 км/ч | ||
Москва - Минск Москва - Брест Москва - Варшава Москва - Берлин | 750 1100 1317 1889 | 10ч.29мин. 15ч.15мин. 20ч.08мин. 32ч.06мин. | 6 ч.42мин. (-3 ч.47мин) 9ч.46мин. (-5ч.39мин) 13ч.46мин. (-6ч.22мин) 19ч.28мин. М2ч38мин> | 5ч.21мин. (-5ч.08мин) 7ч.48мин. (-7ч.37мин) 10ч.45мин. (-9ч.23мин) 15ч.38мин. 13ч.Збмин |