Этот наземный безрельсовый вид транспорта развивался в 20 веке быстрее других видов транспорта, поскольку обладает самой высокой мобильностью, значительными скоростями передвижения, удобством эксплуатации. Это единственный вид транспорта, способный осуществлять перевозки грузов и пассажиров по логистической схеме «от двери к двери». Благодаря этому абсолютное большинство единиц этого подвижного состава находиться в индивидуальном пользовании населения. В настоящее время мировой парк автомобилей достиг более чем 700 млн. единиц.
Вместе с тем автомобильный транспорт в сопоставлении с другими видами транспорта характеризуется высоким потреблением жидкого топлива и большой трудоемкостью обслуживания одной грузовой отправки или пассажира.
Россия по уровню развития автомобильного транспорта отстала в 20 веке от многих стран мира. До начала 30-х годов в стране практически не было собственной автомобильной промышленности. Слабыми темпами строились и автомобильные дороги. Только к началу 30-х годов были построены первые отечественные автозаводы и освоено серийное производство грузовых и легковых автомобилей в Москве (ЗИЛ) и Н.Новгороде (ГАЗ). Массовое строительство автозаводов приходиться на послевоенные годы: грузовые автомобили малой и большой грузоподъемностью, малолитражные легковые автомобили, автобусы и автопоезда.
|
|
Широкое применение автомобиля началось после первой мировой войны. Хотя автомобиль был изобретен в 1769 году Кунье. В 1870 г. был изобретен газовый автомобиль, в 1883 Бенц изобрел двигатель внутреннего сгорания, 1897 г. – изобретен дизель.
В России этим видом транспорта выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров. В общем грузообороте автомобильный транспорт составляет порядка 9 %, хотя в других странах намного больше. В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92 %, в России – 46%.
С ростом автомобилизации страны развивается и строительство дорог. Однако, "вечная проблема" России – плохие дороги, сдерживают социально-экономический прогресс. В России дорог с твердым покрытием – 750 тыс. км, из них общего пользования – 520 тыс. км. Например, в США дорог с твердым покрытием 6330 тыс. км, на Украине – 255 тыс. км, в Японии – 1100 тыс. км, в Англии – 387 тыс. км.
Согласно действующему в России СниПу, все автомобильные дороги делятся на 5 категорий:
Категория дороги | Расчетная интенсивность движения, автомобиля/сут | Расчетная скорость движения, км/час | Число полос | Тип дорожного покрытия |
I | 7000 и более | 60-150 | 4-8 | Капитальное, цементо-железо-асфальтобетон |
II | 3000-7000 | 60-120 | 2-4 | Капитальное, цементо-железо-асфальтобетон |
III | 1000-3000 | 50-100 | Капитальное, цементо-железо-асфальтобетон Облегченный щебень, гравий, обработанные вяжущими материалами | |
IV | 100-1000 | 40-80 | Щебеночное и гравийное из грунтов и местных материалов, обработанными вяжущими материалами | |
V | До 100 | 30-60 | То же и грунтовые улучшенные |
По народно-хозяйственному и административному значению дороги общего пользования I и II категорий могут называться федеральными или территориальными (республиканские, краевые, областные). Дороги III категория и IV – местные, V категория – сельские дороги.
|
|
Из наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие. Экономический район считается обеспеченный автомобильными дорогами, если общая протяженность дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80% их общей длины.
Для сети Российских дорог характерно их радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах. Главные межрайонные автотрассы обычно идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12 направлениям: Великий Новгород, Санкт-Петербург, Смоленск, Минск, Н.Новгород, Симферополь и тд.