double arrow

I. По субъектам правотворчества


1.Нормы, исходящие от государства (местного самоуправ­ления). В федерациях различают нормы федераль­ного уровня, нормы субъектов федерации (региональный уро­вень), нормы местного самоуправления.

2. Локальные нормы права - нормы, принимаемые орга­нами управления и должностными лицами различных органи­заций.

3. Нормы, принимаемые народом (на референдуме, сходе).

4. Нормы, исходящие от нескольких (двух и более) государств в результате той или иной договоренности (международного со­глашения, пакта и т.д.) или от международных организаций.

II. По территории (пределам) дей­ствия норм.

1. Нормы, действующие на территории всей страны - обще­государственный (федеральный) уровень.

2. Нормы, действующие на территории субъекта федерации (если государство федеративное), автономии – региональный уровень.

3. Нормы, действующие на территории муниципального об­разования - местный уровень.

4. Нормы, действующие в пределах предприятия или орга­низации - локальный уровень.

5. Нормы, действующие на территории государств, присоединившихся к соответствующему международному соглашению, договору, конвенции.




III. По степени общеобязательности различают общие и специальные нормы права.

1. Общие нормы - это большинство правовых норм, устанавливающих общие правила поведения, основные права и обя­занности участников регулируемого правоотношения.

Например, ст. 3 Налогового кодекса РФ содержит такие общие нормы: «Каждое лицо должно уплачивать законно уста­новленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сбо­рах основывается на признании всеобщности и равенства на­логообложения».

2. Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев или для отдельных категорий субъектов права. Например, ст. 239 Налогового кодекса РФ определяет, что «от уплаты налога освобождаются обще­ственные организации инвалидов».

IV. По видам регулируемых общественных отношений(так называемые отраслевые нормы) различают конституцион­но-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые нормы и др..

V. Отраслевые нормы в свою очередь можно подразделить на материальные и процессуальные.

1. Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д.

Они показывают субъекту права, какое право ему предос­тавляется и что оно от него требуется. Например, среди консти­туционно-правовых норм материальной будет норма, содержа­щаяся в п. 1 ст. 105 Конституции РФ.

2. Процессуальные нормы регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно­шению к материальным процессуальные нормы носят производный характер. Например, «федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 2 ст. 105 Конституции).



VI. По назначению и роли норм в механизме правового регулирования.

1. Учредительные (исходные) нормы занимают особое положение в законодательстве, закрепляют основы существующего государственного строя, основы соци­ально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.

К разновидности учредительных (исходных) норм можно отнести: нормы-дефиниции (нормы-опре­деления), нормы-принципы (нормы-декларации).

Дефинитивные нормы содержат определения правовых ка­тегорий и понятий. Например, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ).

Нормы-принципы (нормы-декларации)закрепляют ос­новополагающие идеи, которые лежат в основе государствен­ного строительства и правового регулирования. Например, «Го­сударственная власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ) или «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Консти­туции РФ).



2. Регулятивные нормы непосредственно устанавливают модель необходимого или нежелательного поведения людей и регулируют общественные отношения, указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализа­ции этих прав и обязанностей, виды и меру государственного обеспечения.

В свою очередь регулятивные нормы также можно разделить исходя из того, в какой форме выражено правило:

А) управомочивающие нормы представляют субъектам пра­во на совершение предусмотренных в них положительных дей­ствий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например, «Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность» (п. 1 ст. 26 Конституции РФ).

Б) обязывающие нормы закрепляют обязанность соверше­ния определенных положительных действий и содержат в своем тексте слова «обязан», «должен». Например, «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конститу­ции РФ).

В) запрещающие нормы запрещают названное в них поведе­ние, которое законом признается правонарушением. Например, «Запрещается создание и деятельность обще­ственных объединений, цели или действия которых направле­ны на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Г) уполномочивающие нормы одновременно содержат и пра­вомочие и обязанность субъекта по совершению определенных действий. Например, «Президент Российской Федерации назна­чает выборы Государственной Думы в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации и федеральным законом» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).

3. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических го­сударственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Это большинство статей Особенной части УК РФ или, напри­мер, статья 306 ГК РФ «В случае принятия Российской Федера­цией закона, прекращающего право собственности, убытки, при­чиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством».

4. Коллизионные нормы призваны разрешать конфликт­ные ситуации, в случаях противоречий между различными пра­вовыми нормами. Например, «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предус­мотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

5. Оперативные нормы служат для изъятия устаревших и ввода новых норм. Например, статья 3 Закона о введении в действие части первой ГК РФ «С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности»» и т.д.

VII. По методу правового регулирования (характеру со­держащегося в норме предписания).

Выделяются три основных способа воздействия на поведе­ние субъектов:

императивный - строго обязательное предпи­сание;

автономный (диспозитивный)- возможность для вы­бора или свободного волеизъявления;

рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государ­ства вариант поведения.

В соответствии с ними выделяют:

1. Императивные нормы - категорические, строго обяза­тельные, не допускающие отступлений и иной трактовки пред­писания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета ...» {статья 124 Конституции РФ).

2. Диспозитивные нормылибо позволяет выбрать из пред­ложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегули­ровать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях и лишь на случай, если они не сделают этого, пред­писывается определенный вариант поведения.

Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Например: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю перехо­дит право собственности на ту часть земельного участка, кото­рая занята зданием (сооружением) и необходима для его ис­пользования».

3. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наи­более желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Например, Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обес­печению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 02.04.1997, 16.10.2000) п. 4.5.1.В случае неисполне­ния предписаний Центрального банка РФ,... Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) бан­ка требования о проведении мероприятий по финансовому оз­доровлению банка либо о реорганизации банка и решать воп­рос о замене его руководителей.

4. Поощрительные нормы - это предписания о предос­тавлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в дости­жении результатов, превосходящих обычные требования.

В поощрительных нормах может содержаться и правомо­чие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и связыва­ние (обязанности администрации поощрить выплатить подоб­ное вознаграждение).

VIII. По степени регламентации поведения.

1. Абсолютно определенные и относительно определен­ные нормы.

Если норма формулирует правило, условия его действия с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то она абсолют­но определенная.

Например, п. 1 ст. 4 Патентного закона: «Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, име­ет изобретательский уровень и промышленно применимо».

2. Относительно определенные нормыдопускают возмож­ность вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств. Эти нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотре­ния адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - пре­доставляют возможность выбора из обозначенных в норматив­ном акте вариантов.

Например, п. 4 ст. 13. Патентного закона: «В интересах нацио­нальной безопасности(в случае если сложится ситуация зат­рагивающая интересы национальной безопасности) Правитель­ство РФ имеет право разрешить использование объекта промыш­ленной собственности без согласия патентообладателя с вып­латой ему соразмерной компенсации» и «В случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объяв­ляет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

IX. По времени действия выделяют постоянные нормы и временные.

Большинство правовых норм относятся к постоянным нор­мам, что видно из признаков правовой нормы. Однако достаточно часто в переходных положениях нор­мативно правовых актов используются и временныенормы.

Например, Совет Федерации первого созыва и Государствен­ная Дума первого созыва избираются сроком на два года (пункт 7 Раздела второго - Заключительные и переходные положения Конституции РФ).

Кроме того, оперативные нормы выполняют кратковремен­ную задачу: вводят новые и исключают устаревшие нормы.

Нормы права классифицируются по различным критериям.

По роли и месту в правовой системе (по социальному назначению):

- учредительные нормы – выполняют функцию норм – принципов. Данные нормы закрепляют:

1) основы общественно – политического;

2) права и свободы граждан;

3) основы политической системы;

4) основы правовой системы.

Примером указанных норм, являются конституционные нормы.

- регулятивные нормы – выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

1) управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

2) обязывающие – вынуждают к определенным действиям;

3) запрещающие – устанавливают запрет на совершение, или не совершение тех или иных действий.

- охранительные нормы – выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действия с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Пример – норы уголовного кодекса, устанавливающие наказание за совершение преступления.

- обеспечительные нормы играют роль норм – гарантий, которые способствуют исполнению других норм, т.е. гарантируют их исполнение).

- декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).

- дефинитивные нормы – выполняют функцию норм – определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

- коллизионные нормы являются нормами – арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

- оперативные нормы – выполняют роль норм – инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных.

По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

1) императивными – применяются при отношениях, власти и подчинении, носят строгий обязательный характер;

2) диспозитивными – применяются при регулировании отношений, равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

3) рекомендательными – указывают на желательный вариант поведения.

По субъектам правотворчества выделяются:

- нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;

- нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

По сфере действия правовые нормы могут быть:

- нормами общего действия – действуют на территории всей страны в отношении всех граждан – нормы Конституции;

- нормами ограниченного действия – действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой – либо ограниченной территории – нормы законов, акты субъектов РФ;

- локальными нормами – распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур – работники предприятий, организаций.

По времени действия выделяются:

- постоянные нормы – действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно – правовой акт не будет отменен, либо изменен;

- временные нормы – действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени.

По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан. Например: нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих.

По функциональной роли правовые нормы могут быть:

- общими – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов в соответствующей отрасли права;

- специальные – охватывают часть институтов соответствующей отрасли права, и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.







Сейчас читают про: