1. Воспитание познавательных и интересов и потребностей. Именно они являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности. Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость, давать удовлетворение. Для развития познавательных интересов необходимо: создавать условия для активных действий; вовлекать в процесс самостоятельного поиска (экспериментирование, моделирование); ставить вопросы проблемного характера; разнообразить учебную деятельность; показывать ребёнку нужность, важность учебного материала («личный смысл»); предлагать задания трудные, но посильные; планировать достижение результата; положительно оценивать, предлагать эмоциональный учебный материал.
Таким образом, развитие познавательных интересов связано с повышением любознательности, с содержанием обучения, которое включает в себя овладение ребёнком учебных знаний, с появлением желания учиться, с осознанием значения учебных занятий, с развитием познавательной активности.
|
|
2. Овладение общими способами действий – такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять связи и отношения.
Основы учебных действий формируются в процессе специально организованных занятий (к концу старшего дошкольного возраста).
Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; понимать смысл и понимать учебную задачу, отличать её от практических, жизненных ситуаций; руководствоваться указаниями педагога при выполнении учебного задания; использовать средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и др.); способность отделять свои действия от действий других детей; моделировать выделенные отношения; осуществлять самоконтроль деятельности и её результатов; оценивать их, исходя из критериев, заданных педагогом.
А.П. Усова выделила три уровня развития у детей учебных умений и действия контроля и соответственно три уровня овладения учебной деятельностью. Чем характеризуется каждый из них?
К первому (высокому) уровню были отнесены дети, которые активно применяли даваемые им указания в своей работе на занятиях, спрашивали о том, что непонятно, могли правильно, исходя из критериев, даваемых педагогом, оценивать как свою работу, так и работу товарищей. У этой группы детей не наблюдалось механического подражания другим детям.
Для второго уровня характерно, что все признаки овладения детьми учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем они уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения и возвраты на более низкий уровень учебной деятельности.
К третьему уровню были отнесены дети, характеризующиеся чисто внешней дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков владения учебной деятельностью.