Ступени развития процесса обучения и познавательной деятельности детей в дошкольном возрасте

1 ступень (младший дошкольный возраст) - умственная деятельность не является ещё осознанной, т.к. знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться ещё не испытывают.

2 ступень (средний дошкольный возраст) - обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения на занятиях, постановка перед ними познавательных задач. Но эти задачи ещё связаны непосредственно с условиями жизни и игровой деятельностью, общением их друг с другом и взрослыми. Обучение обслуживает практические потребности и создаёт предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

3 ступень (старший дошкольный возраст) - способность к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями. Развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и «впрок». Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, проявляется требовательность к себе и другим.

Психологический анализ содержания обучения дошкольников. Усвоение детьми способов действий, направленных на познание предметов и явлений окружающей действительности, осуществляются разными методами обучения: предлагаются только познавательные задачи; предлагаются только практические задачи; сочетание практических и познавательных задач.

Исследования показывают, что дети дошкольного возраста плохо воспринимают задачу на усвоение общего способа действий, если она дается им непосредственно (научиться измерить, считать и т.д.). Поэтому необходимо, чтобы познавательные задачи сочетались с практическими. Когда новые способы действия усвоены, можно сблизить эти задачи так, чтобы способ действия выступал в качестве средства достижения заданной практической цели. Именно на этой основе у детей возникает интерес к самому процессу познания неизвестного, интерес к решению задач, не связанных прямо с практическими целями.

Наиболее эффективным путем усвоения общих способов действий являются проблемно-практические или проблемно-игровые ситуации, в которых практическая (игровая задача) ставится как воображаемая. Задачи надо предлагать таким образом, чтобы их решение было невозможным без усвоения соответствующих способов действий. После этого путем подробного объяснения и показа детям раскрываются все операции способа, который они должны усвоить и применить впоследствии при решении однотипных задач.

В период дошкольного детства скрытые существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отображены в форме представлений. Особое значение в этом случае приобретают символические и знаковые формы (наглядные модели, схемы).

Моделирование является всеобщим методом опосредованного изучения любых объектов и их свойств. В дошкольном возрасте оно имеет важное значение при усвоении элементарных математических представлений (используются кружки, квадратики, фишки и т.д.). При обучении построения модели общий способ будет детьми восприниматься легче, если задача по его усвоению связывается с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию строиться в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуации.

Таким образом, «умение учиться» предполагает, прежде всего, понимание смысла учебного задания, выполняемого для того, чтобы научиться, умение отличить учебное задание от практических, жизненных ситуаций, овладеть системой общего способа действия.

Подготовка к учебной деятельности осуществляется в детском саду, прежде всего на занятиях, проводимых по определенной программе. Условием ее развития является специально организованное обучение и соответствующие этому содержанию формы и методы.

Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте. От игры к учебной деятельности – таков путь, который проходит в своем психическом развитии дошкольник. Переход от одного вида деятельности (игра) к другому (учение) не имеет четких границ.

Вопросы для самопроверки

  1. Как соотносятся между собой понятия «научение», «обучение» и «учение»?
  2. Какова структура учебной деятельности?
  3. Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.
  4. Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у дошкольников?
  5. Что значит «умение учиться»? В каких видах деятельности оно может быть сформировано?
  6. Почему возникает необходимость во введение в воспитательно-образовательный процесс дидактических игр?
  7. Выделите и охарактеризуйте уровни развития учебной деятельности.
  8. Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: