Классификация групп

1. По размеру

Большая группа - представлена государствами, народностями, партиями, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, общеобразовательным, возрастным и др. возможным признакам.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от2-3 до 30-40 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

2. По непосредственности взаимосвязей

Условная группа (номинальная ) - это группа, которая объединяет людей на основе некоторых признаков (половых, национальных, возрастных). Люди, входящие в эту группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге, никогда не встречаться.

Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальной группе.

Реальная группа (контактная) это фактически существующая группа, общность людей, объединённая реальными отношениями. Она может существовать кратковременно (пассажиры в купе поезда) и длительно (член семьи, студенческая группа, трудовой коллектив и пр.).

3. По условиям функционирования

Естественные складываются сами по себе, функционируют в реальных жизненных ситуациях (например, группа предпринимателей).

Лабораторные - создаются экспериментаторами с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Укомплектовывается случайными людьми на время эксперимента, существует временно.

4. По организованности

Организованные (формальные, официальные) их возникновение обусловлено необходимостью реализации определённых целей. Создаются на основе официальных документов (например, студенческая группа, штат преподавателей, бригада рабочих и пр.). Её цели вытекают из задач, стоящих перед организацией. Между членами группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Деловые отношения могут дополняться личными. На деловые контакты влияет психологическая близость (симпатия, уважение, дружба), но возможны и отрицательные отношения (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Стихийные (неформальные, неофициальные ) – зарождаются непроизвольно, стихийно (как в самих официальных группах, так и вне их). Возникают на основе симпатий, признанной авторитетности, компетентности отдельных личностей. Её цели обычно возникают и существуют на базе личных интересов, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести неформальные молодёжные объединения, дворовые компании, экскурсионные группы, группы абитуриентов и т.п.

5. По уровню развития

1) Низкого уровня развития

Диффузная группа в ней люди только соприсутствуют. Отсутствует сплочённость, совместная деятельность, ценностно-ориентационное единство (например, пассажиры, больные в палате).

Ассоциации - взаимоотношения лишь на основе только личностно значимых целей (группа друзей, приятелей, туристическая группа и пр.). Здесь нет ещё общеё цели, не налажены контакты деловые и личные, которые постепенно начинают устанавливаться (например, студенческая группа в начале процесса обучения).

2) Высокого уровня развития

Корпорация - замкнутое в самом себе объединение людей. Есть единство целей и деятельности по её достижению, но они обособлены, нередко противопоставляются целям других групп, общества в целом (например, преступные группировки). Отсутствует и высокий уровень психологической коммуникативности. Отношения строятся на страхе наказания, подозрительности, недоверия друг к другу.

Коллектив – устойчивая во времени формальная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной деятельности, которая является общественно-полезной, сложными деловыми и личными взаимоотношениями.

Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая может быть признана коллективом.

Группа для человека является источником ориентации в окружающей действительности. В результате взаимодействия с другими членами группы человек приобретает ценностные ориентации.

Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом, с мнением которой он считается. Это – значимый круг общения. Человек может входить в одну группу, но референтной считать другую, к которой тянется (например, для младшего школьника компания подростков). Нередко к такой, куда он никогда не будет принят.

Нереферентная группа - психология и поведение членов группы чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа - поведение и психологию членов группы человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Человек должен придерживаться групповых норм, в противном случае на него будет оказываться давление (в виде насмешек, социального осуждения, прямого отторжения).

Конформизм – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, в результате чего изменяется его поведение. Человек подчиняется общему мнению группы и отходит от своих установок, позиций. На степень выраженности конформизма влияет возраст (особенно в 5 лет, юношеский возраст), пол (женщины), профессия (военные), состав группы и пр.

Нонконформисты - опровергают мнение большинства, выражают протест подчинению.

Самоопределение присуще коллективистам – избирательное отношение человека к любым влияниям группы в зависимости от соответствия целей и задач содержанию деятельности группы. Решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за последствия.

В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям, понимание их желаний, мыслей, чувств.

Коллектив в состоянии не только формировать, но и перестраивать, перевоспитывать личность. Коллектив даёт возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами группы.

В коллективе личность выполняет определенную роль и ее влияние выражается в следующих категориях: авторитет, руководство, лидерство.

Авторитет - это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям деятельности.

Авторитетность зависит от личностных качеств человека; объема знаний; жизненного опыта; выработанных умений и навыков; альтруизма (бескорыстности – стремление идти навстречу людям).

Однако бывают дутые, фальшивые авторитеты. Человеку приписывают больше заслуг, нежели на самом деле он их имеет. Тогда формируется завышенная самооценка. Ложный авторитет может создаваться и поддерживаться и хитрым человеком, умеющим пользоваться знаниями, способностями других людей. Со временем этот авторитет рушится.

Авторитетная личность не обязательно является руководителем.

Руководство – обеспечивает согласованность действий в коллективе.

Функции руководителя

1. Выдвигает, формулирует цели, способствует внедрению их в сознание каждого члена коллектива.

2. Распределяет задания и согласовывает деятельность членов группы.

3. Стимулирует деятельность, для чего в его распоряжении есть материальные и моральные средства: премия, награждения, благодарность и т.п.

4. Контролирует ход и исход коллективного дела.

5. Осуществляет воспитательные функции.

6. Устанавливает и поддерживает связь с другими коллективами, а также руководителями более высокого ранга.

Типы руководителей

1. Авторитарный тип – использует методы администрирования, резок, не желает прислушиваться к мнению других, принимает решения единолично.

2. Демократический тип – выносит важные проблемы и решения на обсуждение коллектива, учитывает мнение других, гибок, находчив в решении задач, легко устанавливает контакты с подчиненными, проникает в их состояние.

3. Либеральный тип – пускает дело на самотек, мало заботится об организации коллектива, не умеет устанавливать контакты, по-серьезному и по-деловому общаться с подчиненными.

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в раз­личных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представи­тельство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственно­сти за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой груп­пы — деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидер­ство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены бо­лее дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, ли­дер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Табл. 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: