И межличностных отношений в ней

Дошкольная группа как первая официальная группа ребенка. Малая группа - простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения.

Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество» (А.П. Усова), в котором складывается и развивается общение и разнообразные виды детской деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды дошкольника, чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее коммуникативная среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединяться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами (А.П. Усова)

Дошкольная группа выполняет следующие функции:

- функция общей социализации (усвоение навыков социального поведения и нравственных норм во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности);

- функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации(утверждение собственной половой принадлежности ребенка и осознанию им психологических отличий противоположного пола; уточнение и отработка поведения в соответствии с половой ролью);

- информационная функция(передача разнообразной информации, которую дети приносят из дома, специально организованных занятий и других видов деятельности);

- функция формирования ценностных ориентаций (характер ценностных ориентаций во многом определяется особенностями жизни и деятельности ребенка в детском саду, направленностью специального обучения);

- оценочная функция (группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценить собственное поведение).

Социально-психологические характеристики групп дошкольников в детском саду и детском доме. Применительно к детской группе Т.А. Репина выделяет следующие структурные единицы: поведенческая, эмоциональная, когнитивная.

1. Поведенческая структура. К ней относят: общение (коммуникативная деятельность), взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

Межличностное взаимодействие – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Преобладающей формой общения младшего дошкольника выступает эмоционально-практическая. Стремление к сотрудничеству в конце 4-го года жизни опосредует развитие деловой коммуникативной деятельности со сверстниками. Широта круга общения и его интенсивность в этом возрасте невелика. Однако уже заметна избирательность общения (половая консолидация). Важным моментом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. У некоторых детей 6-7 лет складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся уже обобщенные представления детей об окружающем. Увеличивается интенсивность, широта круга общения.

В группах младших дошкольников взаимодействие в совместной деятельности наблюдается по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий. Зарождающиеся совместные действия представляют собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Установление эмоциональных избирательных контактов со сверстниками связано с появлением элементов сотрудничества на основе общего игрового интереса. Первые игровые объединения имеют неустойчивый характер, численный состав невелик (2-3 человека). На 5-м году жизни дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Деловое сотрудничество обеспечивается актуально-деловым общением по типу «сейчас» и «здесь». Преобладают устойчивые диады и в то же время появляются объединения, включающие в себя более 3 человек. В игровых объединениях старших дошкольников появляется общность требований, согласованность действий, совместное планирование, складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи.

Акты поведения, адресованные членам группы. С возрастом обращения ребенка к сверстнику может выражаться как прямое руководство партнером в игре (отдача поручений, распоряжений, выражение просьб, планирующие указания), так и косвенные (предложения по организации игровой деятельности). Дети старшего дошкольного возраста воздействуют на другого партнера с помощью обращений делового характера с яркой эмоциональной окраской. У некоторых детей проявляется особый тип руководства сверстником, цель которого не просто регулировать деятельность, а познать себя, свои возможности, влияние на других детей в игре. У социально активных мальчиков руководство сверстниками в первую очередь направлено на разъяснение каждого момента игры, на последовательность игровых действий, на корректирование уже выполненных действий. У девочек интенсивное управление другим ребенком наблюдается при отклонении партнера от нравственных норм отношений в игре, при нарушении правил поведения в игре.

2. Эмоциональная структура (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

Деловые отношения. В группе детского сада еще нет официальной общественно значимой деятельности. Отношения дошкольников невозможно разделить на официальные и неофициальные, хотя зародыши этих отношений уже присутствуют. Они возникают в первую очередь в элементарной трудовой деятельности (в постоянных дежурствах по столовой, живому уголку и т.п.) и сюжетно-ролевой игре. Деловые отношения разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. В самой игре и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношения: а) собственно игровые (например, продавец с покупателем – вежлив) и б) отношения по поводу совместной деятельности (обсуждение замысла игры, построение «сценария», распределение ролей и т.д.). Деловое поведение в группе проявляется и в действиях, соответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям (дежурного в детском саду и т.п.). Такое поведение обнаруживается и в неформальных группах детей.

Собственно личностные отношения возникают, когда ребенок стремится установить контакт со сверстником, наиболее ему симпатичным. Дети младшего дошкольного возраста не предъявляют каких-либо требований к личным качествам и способностям партнеров. В среднем дошкольном возрасте дети уже начинают дифференцировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. У старшего дошкольника пробуждается желание осознать поступки товарищей, с которыми хотят установить более прочные отношения.

Оценочные отношения. Основная функция – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Положительная или отрицательная окрашенность отношений возникает как под влиянием симпатий (неприязни) к сверстнику, так и зависит от авторитетности ребенка в группе, выраженностью качеств, наиболее значимых для детей-дошкольников, а также знаниями, навыками и умениями ровесника, обеспечивающих успешность деятельности. Чем больше у детей опыт совместной деятельности, тем более развернутую оценочную характеристику они дают друг другу Складывающиеся в группе детского сада собственно личностные отношения более эмоциональны, чем оценочные и деловые, в которых ярче выражено рациональное начало.

Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.

3. Когнитивная структура (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция) и общественное мнение группы.

Социальная перцепция является самостоятельным видом внутригрупповой активности, результатом которой является образ сверстника, а также детские взаимные оценки и самооценки, что во многом определяется ценностными ориентациями группы, которые формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка, специфики личности воспринимающего.

Младшие дошкольники относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки, которые отличаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутствием дифференциации между близкими личностными качествами. Им легче оценить представителя своего пола. С 4-5 лет для детей особенно важна оценка со стороны группы. Ребенок старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить положительное отношение. В возрасте 5-6 лет довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников, при этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются «оценочные звезды», отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях.

В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно-положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.

Общественное мнение группы. Групповые нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства, чтобы быть таким «как все». В группе 3-хлетних детей еще нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. В 6 лет конформность у детей значительно снижается. Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения.

В детском доме ребенок постоянно общается с одной и той же, достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать любой ребенок из семьи, но одновременно он не может быть, и исключен из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении интернатного типа можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, а с другой стороны, нельзя не видеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Контакты со сверстниками в дошкольном детском доме выражены гораздо слабее, чем у их сверстников в детском саду, они очень однообразны, малоэмоциональны, поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе такого отставания лежит отсутствие эмпатии. Дети из детского дома менее внимательны к действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга.Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей. Она не зависит от возраста и положения ребенка в группе. Нет и постоянно изолированных детей. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Проблема положения личности ребенка в группе сверстников. Психологические исследования показывают, что негативные изменения личности ребенка обусловлены прежде всего нарушениями межличностных отношений.

Статус - реальная социально-психологическая характеристика положения в системе внутригрупповых отношений человека, определяющее степень его авторитета и признания в глазах отдельных членов группы.

Статусная структура группы - количественное соотношение статусных категорий, характеризующих положение ребенка в системе межличностных взаимоотношений

Показатели статусной структуры:

1) Социометрический статус. Выделяют 4 статусные подгруппы:

I – «звезды» - 6 выборов и более;

II – «принятые» и «предпочитаемые» - 3-5 выборов;

III – «непринятые» - 1-2 выбора;

IV – «пренебрегаемые» или «изолированные» - 0 выборов.

I и II статусные подгруппы являются благополучными, следовательно, к III и IV статусным категориям относятся дети с неблагоприятным статусом. От младшего к старшему дошкольному возрасту обнаруживается тенденция увеличения «изолированности» и «звездности».

2) Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Анализ исследований показывает, что большинство детей групп детского сада получают ниже среднего число выборов и оказываются, таким образом, в неблагоприятном с этой точки зрения положении в системе личных отношений, существующих в группе.

3) Коэффициент взаимности (КВ) в группе зависит от стиля отношения педагога к детскому коллективу, общего уровня воспитательной работы, длительности существования группы, характера социометрического критерия, уровня психического развития детей, организованности детей и др.

4) Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). Во всех возрастных группах больше половины детей удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

5) Индекс изолированности (ИИ). Увеличение изолированности с возрастом обусловлено тем, что дети становятся более требовательны друг к другу, интенсивно идет процесс дифференциации отношений. Кроме того, в каждой группе встречаются «сверхзвезды» (до 18 выборов), что связано с «контрастным» восприятием сверстников и повышенной внушаемостью дошкольников.

6) Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса дошкольников довольно высокая. Очень часто устойчивость отношения сохраняется между дошкольниками, которые не удовлетворяют друг друга по личностным качествам (например, один ребенок доминирует над другим, подавляет его инициативу, а второй поддерживает с ним дружеские отношения в силу инертности, что характерно для детей данного возраста).

7) Мотивация социометрических выборов.

I тип – общее положительное эмоциональное отношение к сверстнику («Нравится и все!) или глобальная характеристика «хороший» (особенно в младшем дошкольном возрасте);

II тип - положительные качества сверстника: а) внешние качества; б) качества, обеспечивающие успешность деятельности; в) нравственные качества;

III тип – интересная совместная деятельность, в которой участвуют оба дошкольника;

IV тип – дружеские отношения.

По характеру данные мотивировки распадаются на 3 вида: эгоистические (в центре совместной деятельности ребенок ставит самого себя), «со мной» и «мы».

8) Половая дифференциация взаимоотношений. Уже в младших группах детского сада 2/3 детей отдают выбор сверстникам своего пола. Однако удовлетворенность в отношениях ярче выражена у девочек, чем у мальчиков, что свидетельствует о более эмоциональном благополучии девочек в социометрическом статусе группы. Кроме того, статус девочек и устойчивость их отношений также выше, чем у мальчиков.

Социометрический статус детей во многом обусловлен:

- качествами личности и особенностями его поведения;

- успешностью в значимых видах деятельности;

- индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, способностями и др.);

- информационностью личности;

- общественным мнением группы;

- стилем педагогического общения.

«Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребёнок становится за красоту, обаяние; за способность быстро оценить ситуацию и быть лояльным; за то, что он знает, чего хочет; за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность, не бояться риска. Эти дети, как правило, умеют придумывать и организовывать игры, они общительны, дружелюбны, весёлые, эмоциональные, развиты в умственном отношении, имеют определённые художественные способности, активно участвуют на занятиях, достаточно самостоятельны, аккуратны и опрятны. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством, высокомерием, желанием «командовать во что бы то ни стало», тенденцией унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки, дети добились своего лидерства, на чём построен авторитет. Иногда в роли лидера может выступать маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими способностями, такой лидер нередко принимает в свою игру за определённую «взятку» («если ты дашь мне свою игрушку» и т.п.). Влияние таких детей на других членов группы бывает столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент их отсутствия.

В число наименее популярных («пренебрегаемых», «изолированных») входят дети, характеризующиеся обычно противоположными свойствами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные дети, или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются. «Непопулярные» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Такие дети часто ощущают по отношению к себе незаинтересованность ровесников или снисходительность. Их принимают в игру на посредственные роли. У этих детей в душе копится обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает своеобразный «голод общения» со сверстниками. Чувства его остры: он может обожать кого-то из группы за его достоинства или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

«Изолированными» становятся по многим причинам:

- ребёнок часто болеет, редко ходит в детский сад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький;

- имеет физические недостатки (грязный, течёт из носа, толстый, не может быстро бегать);

- ребёнок никогда прежде не посещал детский сад, не общался с другими детьми, не владеет ни навыками общения, ни игровыми приёмами.

Социальное развитие ребёнка с низкой популярностью осуществляется неполноценно: не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчуждённым. Такой ребёнок будет обижаться и жаловаться, хвастаться и стараться подавлять других, фальшивить и обманывать.

Работа воспитателя должна быть направлена на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: