double arrow

Вопрос 3. Физиологические основы процессов воображения

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Ученые предполагают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Это гипоталамо-лимбическая система.

Мозг оказывает регулирующее воздействие на периферические части организма, изменяет процесс их функционирования. Приведем примеры. Когда Флобер писал сцену отравления героини романа «Госпожа Бовари», он ощущал во рту вкус мышьяка. У Вольтера ежегодно в годовщину Варфоломеевской ночи начинался приступ лихорадки: повышалась температура, резко учащался пульс. Шерешевский, человек с феноменальной памятью и яркостью образов воображения, мог ускорять ритм работы сердца (представлял себя бегущим за трамваем), замедлять его (представлял себя лежащим на постели), мог повысить температуру правой руки на 2 градуса (представлял, что его правая рука лежит на краю горячей плиты), а температуру левой руки понизить на 1,5 градуса (представлял, что держит кусок льда).

Известны идеомоторные акты, в которых сказывается реактивность сосудистой системы. Это движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. Например, представьте себе, что маятник – нитка с грузом – начинает описывать круги. Через некоторое время это и происходит. Яркое представление движения вызывает нерегистрируемые сознанием мышечные усилия, которые и приводят в круговое движение маятник.

Вопрос 4. Виды воображения

Студенты самостоятельно разрабатывают указанную тему, собирают материал, затем на занятии проводится обсуждение.

Вопрос 5. Индивидуальные особенности воображения

Воображение различается у людей по нескольким признакам: яркости образов; степени их реалистичности и правдивости, новизне и оригинальности; широте воображения; произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, слуховые и другие); устойчивости.

Б.Б. Айсмонтас относит к индивидуально-типологическим особенностям воображения: образность воссоздающего воображения (взаимность сигнальных систем); рефлексивные возможности; творческие возможности индивида; подчинение настоящего перспективным целям; одухотворенность, романтизм, мечтательность; способность предвидения событий.

И.В. Дубровина и другие психологи полагают, что индивидуальные особенности воображения определяются степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается процесс воображения; характеристикой самого создаваемого образа (нелепость или оригинальная находка решения); личностной направленностью (в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов).

Вопрос 6. Развитие воображения детей

По Т. Рибо, в развитии воображения есть четыре стадии. Первая стадия – переход от пассивного воображения к творческому, начиная с подражания; вторая – анимизм, или одушевление, окружающих предметов; третья – игра; четвертая – романтическая стадия.

Факторы и условия, влияющие на развитие воображения: кругозор детей; выразительность речи преподавателей; выполнение деятельности, требующей воображения; обучение сознательному использованию эвристических методов, т.е. методов получения новых знаний.

И.В. Дубровина и другие исследователи полагают, что основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. Воображение можно тренировать и развивать разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества. Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов и прочие. Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки, пишут сочинения, в том числе на свободную тему. Можно придумать множество заданий для развития воображения в поездке за город: «Представьте, что мы заблудились», «Мы на необитаемом острове». Далее дети разыгрывают сюжет, а взрослый тактично направляет буйную фантазию, учит ребят контролировать свое воображение.

Можно выделить следующие этапы творческого воображения:

1. Возникновение творческой идеи;

2. «Вынашивание» замысла;

3. Его реализация.

Материалы к практическим занятиям.

Упражнение

Участники группы, сидящие в кругу, невербально передают предмет по кругу, предварительно что-нибудь с ним сделав.

Обсуждение вести в направлении, обратном движению предмета. Каждый участник проговаривает, какой он предмет получил, что он с ним сделал и что передал дальше по кругу. Обратить внимание на причины ошибок друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: