Хозяйственные операции по данным первичных документов отражаются в журнале хозяйственных операций. В журнале указывают содержание операции, номер документа, на основании которого произведена запись, сумму операции и корреспонденцию бухгалтерских счетов.
Суммы из журнала хозяйственных операций заносятся в соответствующие бухгалтерские счета, а в конце каждого отчетного периода подводят итоги по всем бухгалтерским счетам, подсчитывают обороты и сальдо. Затем все остатки и обороты по счетам заносят в оборотную ведомость. На основании оборотной ведомости составляют баланс на конец отчетного периода.
Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и имущества предприятия, а также источников образования этих средств на определенную отчетную дату и показывает в обобщенном виде финансовое состояние предприятия.
Баланс имеет две составные части — актив и пассив. В активе отражаются конечные дебетовые остатки на бухгалтерских счетах, т.е. информация о средствах предприятия с точки зрения их состава и размещения, а в пассиве — конечные кредитовые остатки на счетах, т. е. информация об источниках образования хозяйственных средств, состоянии капитала и обязательств.
Можно сказать, что в активе и пассиве баланса отражаются одни и те же средства, но рассматриваются они с различных точек зрения: в активе — что имеем, а в пассиве — за счет чего имеем. Итоги актива и пассива баланса должны быть равны, эти итоги называют валютой баланса.
Рассмотрим порядок расчета баланса за отчетный период на следующем примере.
Пример 3.1. Расчет баланса.
Задание. Рассчитать баланс за текущий месяц.
Для расчета баланса за текущий месяц необходимо иметь следующие данные:
- баланс предприятия на начало месяца;
- журнал с отражением хозяйственных операций, которые прошли в течение месяца с указанием корреспонденции счетов.
На основании этих данных выполняют расчеты на бухгалтерских счетах, оборотной ведомости и баланса на конец месяца.
1. Баланс предприятия на начало текущего месяца.
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Содержание статьи | Сумма, р. | Содержание статьи | Сумма, р. |
Основные средства — 01 | Уставный капитал — 80 | 101 700 | |
Материалы — 10 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками — 60 | ||
Касса - 50 | Расчеты с персоналом по оплате труда — 70 | ||
Расчетный счет — 5 1 | Расчеты по налогам и сборам — 68 | ||
Баланс | Баланс |
В активе баланса на начало месяца отражены остатки на активных счетах на конец предыдущего отчетного периода, а в кредите — остатки на пассивных счетах.
2. Журнал хозяйственных операций за текущий месяц (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Содержание операции | Сумма, р. | Дебет | Кредит |
1. Перечислена задолженность в бюджет по налогам | |||
2. Списаны материалы в производство | |||
3. Получены деньги в кассу с расчетного счета | |||
4. Выдана задолженность по заработной плате | |||
5. Оплачен счет поставщика | |||
6. Получен краткосрочный кредит |
3. Расчеты на бухгалтерских счетах.
Открываем те бухгалтерские счета, которые присутствуют в балансе на начало месяца и журнале хозяйственных операций.
На активных счетах отражаются начальные дебетовые сальдо из актива баланса на начало месяца, на пассивных счетах — начальные кредитовые сальдо. Затем на счетах как обороты записывают суммы, которые проходят в операциях по журналу хозяйственных операций.
Счет 01 «Основные средства»
| Счет 10 «Материалы»
| ||||||||||||||||||||
Счет 20 «Основное производство»
| Счет 50 «Касса»
| ||||||||||||||||||||
Счет 51 «Расчетные счета»
| Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
| ||||||||||||||||||||
Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
| Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
| ||||||||||||||||||||
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
|