Тема 4. Техника речи и её средства

Prima virtus est vitio carere.

(Первая добродетель – избегать пороков)

1.Особенности речевого дыхания и ритма.

2.Основные качества профессионального речевого голоса.

3.Недостатки звучания голоса и способы их преодоления.

Литература.

1.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи.-Ростов/нД.,1999. – С.160-198.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Уч. пос. – Ростов н/Д., 2001.

1.Особенности речевого дыхания и ритма.

Архиепископ Мэджи сказал:”Существует 3 категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать”. В значительной мере это определяется тем, что мы говорим, но немаловажно и как мы говорим. Важным средством воздействия и эффективности судебной речи является культура звучания речи, её выразительность и чёткость. Сочетание сильного, звучного голоса, чёткой дикции, правильной и выразительной интонации – всё это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи – значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время речи, чёткая дикция, безупречное произношение позволяют оратору привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их воображение. Для поддержки своего речевого аппарата в рабочем состоянии оратор должен систематически выполнять упражнения по технике речи.

Основными элементами техники речи являются:

- фонационное (речевое) дыхание;

- голос (правильные навыки голосообразования);

- дикция (степень отчётливости в произношении слов, слогов, звуков).

Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука. Выдох должен быть организован, т.е. сфокусирован в одном толчке. Его необходимо распределить, т.е. разделить весь объём воздуха на равные порции. Ритм дыхания следующий: вдох в 10- 15 раз короче выдоха. При хорошей тренировке ритм увеличивается до 25 – 30 раз. При этом нет необходимости увеличивать объём вдыхаемого воздуха, а нужно научиться распределять имеющийся запас на порции. Быстро и незаметно подхватывать новую порцию воздуха помогают паузы в речи.

Умение правильно дышать очень важно для начинающего оратора. Глубокое ритмичное дыхание помогает успокоиться перед выступлением. Хотя, конечно, лучший способ избежать волнения – не явиться туда, где вы должны выступать. Но если же вы – целеустремлённый и смелый человек, учитесь дыхательному и речевому ритму, больше практикуйтесь перед различными аудиториями в произнесении речей и ваше волнение исчезнет.

Сочетание звучания и пауз является основой речевого ритма. Цицерон выделял три рода пауз:

- малая (после фразы);

- средняя (после колона);

- большая (после периода).

Фраза – лексическая единица (слово или словосочетание), конструктивная часть предложения, выражающая цельное, единое понятие.

Колон – деление речи, сочетающее несколько понятий. В русской традиции – это простое предложение, главное или придаточное предложение в сложном.

Период – сочетание понятий или последовательность таких сочетаний, которые выражают законченную мысль. Примером может служить абзац.

Графическим представлением идей Цицерона являются знаки препинания (внутри предложения и после него). Русский исследователь А.Н.Качалкин показал, что исторически первым знаком препинания в русском языке был + (крестик), который ставился после колона. Позже он был упрощён до (:), а потом до (.).

По характеру периодичности речь может быть нестиховая (проза), прозо-поэтическая (белый стих, сохраняющий стопную метрику, но не имеющий рифмы; верлибр, в котором метр создаётся не звуком, а повтором словосочетаний – синонимов, например, молитвы), стиховая периодическая речь. Причём, в стихах рифма может либо начинать (тюркская классическая поэзия), либо заканчивать (греко-римская) строку.

Судебная речь является разновидностью прозаической речи, но при необходимости следует использовать и другой ритм, и добавочные средства ритмообразования. Средства ритмообразования делятся на грамматико-фонетические (многосоюзие, бессоюзие, традукция) и лексико-фразеологические (параллелизм, хиазм, градация).

Существует специальная графическая разметка текста при помощи знаков партитуры. Она помогает зафиксировать правильную интонацию, паузу, ударное слово. Выделяют 3 основные группы знаков партитуры: строчные, подстрочные, надстрочные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: