Тема 3. Личность оратора

Qualis vir, talis oratio.

(Каков человек, таков и язык.)

1.Типы ораторов.

2.Образ оратора:

а) внешний вид;

б) жесты и мимика;

в) вербальные средства оратора.

Литература.

1.Риторика загальна та судова:Навч.пос./ Абрамович С.Д., Молдован В.В., Чикарькова М.Ю. – К., 2002.

2.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи.-Ростов/нД., 1999.

3. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г. Деловая риторика:Уч. пос. для вузов.- Ростов/н Д., 2001.

1. Типы ораторов.

Учение о личности оратора возникло в Древней Греции и Риме. Характеристика оратора включала общественное признание, социальную активность, высокую культуру и образованность, известность, порядочность. Цицерон считал идеалом оратора человека, постоянно обогащающегося духовно, знающего литературу, историю, философию, право, одинаково хорошо владеющего и простым и высоким стилем, понимающего влияние ритма на слух аудитории, умеющего заставить её смеяться и плакать, способного властвовать над её душой. Известный римский ритор Марк Фабий Квинтилиан считал главным качеством оратора соблюдение этики, приобретение точных и твёрдых понятий о честности и справедливости. Для Цицерона оратор - прежде всего мыслитель и основу риторики составляет философия, Квинтиллиан видит в ораторе стилиста.

Н.В.Ломоносов, положивший начало русскому красноречию, в своём труде “Краткое руководство к красноречию” считал основой красноречия содержательность, глубокую мысль, логику рассуждений, вразумительность и упорядоченность речи.

Чтобы быть хорошим оратором, надо обладать наблюдательностью и впечатлительностью, стремлением к публичному общению с людьми, непрерывно совершенствовать свои ораторские способности. Обаяние и энергетика оратора иногда были решающими, и публика принимала решение под влиянием личности оратора.

Теоретически можно выделить следующие типы ораторов: рационально – логический, эмоционально – интуитивный, философский. Первый характеризуется как строго логичный, внешне спокойный, сдержанный. Оратор такого типа тщательно аргументирует, доказывает свои мысли и положения, умело пользуется демонстрацией. При подготовке к высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материала, разработкой подробного плана. Второй тип – эмоционально насыщенный и темпераментный. Такой оратор влияет на аудиторию своей яркой субъективностью, но не всегда может уследить за жёсткой логической последовательностью речи. Ораторы – философы более или менее эмоциональны, склонны к анализу. Иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, “до самой сути”, и вдруг, как лучом света, озаряют всё найденной идеей. Их отличает стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей. Грани между всеми этими стилями подвижны, относительны и временами бывает трудно различить их в речи.

Судебное ораторское искусство ХІХ века, используя аристотелевы принципы красноречия, было окрашено литературно-художественными ассоциациями в связи с тем, что художественная литература в конце ХІХ века стала самым влиятельным видом речи. При формировании образа оратора судебное красноречие становилось более стилистически выверенным и дифференцированным. Индивидуальные авторские стили наслаивались на общий образ “добродетельного мужа, искусного в речах”, характерного для судебного оратора античности.

К какому типу принадлежите вы? Для этого нужно внимательно изучать себя, провести инвентаризацию своих речемыслительных способностей, осознать свои достоинства и недостатки, наращивать новые умения. Как заметил Франсуа Вийон,

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя.

Каждый судебный оратор определяет свой тип и стиль в соответствии со своими психологическими и физиологическими качествами, темпераментом, вкусом, мировоззренческими установками и т.д. Практически же, индивидуальность судебного оратора, как мозаика, представляет собой узор, сочетающий черты разных типов (по возможности, гармонично). Приоритет отдаётся рационально – логическому типу, так как главное оружие юриста – это логика. Остальные типы и стили у судебного оратора призваны усилить воздействие рационально – логической стороны содержания речи.

2. Образ оратора.

Кто на себя глядит,

Свой видит лик.

Кто видит лик свой,

Цену себе знает.

Кто знает цену –

Строг к себе бывает.

Кто строг к себе,

Тот истинно велик. (Шекспир)

(Сравним: “Портрет Дориана Грея”- Грей не мог смотреть на свой портрет, отражающий его злую сущность.)

В учебном пособии “Риторика загальна та судова” (С.Д.Абрамовича и др.) говориться:“Чтобы овладеть чьим – то сознанием, нужно сначала овладеть собой, научиться управлять своими мыслями и чувствами. Оратор должен дисциплинировать мысль (логика), эмоцию (не стоит “плакать” или “хохотать” за кафедрой), жесты (плохо, если выступающий напоминает неуклюжими движениями рук работающую мельницу или же, наоборот, подобен неподвижному столбу)”.

Если вы хотите стать публичным человеком, известным юристом или политиком, нужно осознавать степень ответственности, которая ложится на вас, где бы вы не появились. Один из законов психологии масс: обыватель хочет жить, не меняя свою пошлую суть, но от вышестоящих в иерархии лиц требует сверхъестественных качеств в характере, личной жизни. Преодолеть этот закон можно только созданием мифа. Его создадут для вас СМИ, или вы сами создадите его при помощи жестов, мимики, манеры говорить, походкой…

Конечно, подлинная сила и обаяние оратора заключается в глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Ухищрения во внешнем облике равнодушного человека никогда не привлекут. Нужна энергетика, воодушевление идеей, желание поделиться ею с аудиторией.

Внешний облик – первое впечатление об ораторе, первый шаг на пути к успешному выступлению. Слушатели присматриваются к тому, как стоит выступающий, какое у него выражение лица, походка, движения рук. Необходимо учиться владеть собой, контролировать свои жесты, мимику, создать свой имидж, определённый образ.

По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путём. Зрительно воспринимаемые элементы образа оратора: внешность, манеры, поза, жесты. Симпатия или антипатия слушателей к оратору формируется в первые минуты встречи, поэтому продумайте свой внешний вид. Необходимо соблюдать определённые правила в одежде. Обязательны аккуратность и чистота в одежде, но чрезмерная тщательность нужна только в том случае, если это предусмотрено специальным этикетом аудитории. Желательно не допускать эксцентричности в одежде – на вас и так будут смотреть. Поэтому мечты о галстуке “электрик” или украшениях, играющих в лучах света, отнесите к какому-либо другому случаю. Необходимо снимать шляпы, перчатки, не одевать слишком тесной одежды. Освободитесь от ненужных вещей, не надевайте кричащих украшений, проследите, чтобы ваши карманы не оттопыривались. Скромность в одежде всегда предпочтительнее назойливого шика. Известный российский адвокат Галина Крылова замечала:”В любой ситуации надо выглядеть уместно. Я не могу надеть облегающее платье, облиться духами с головы до ног и пойти на встречу с клиентом, который находится в тюрьме,- это просто не этично по отношению к нему. Не могу я и в суд заявиться в новомодных тёртых джинсах. Это будет расценено как неуважение к суду”.

К месту выступления нужно идти спокойно, без суеты. Не застёгивайте на ходу пиджак, не одёргивайте одежду. Не начинайте, пока не займёте удобное, устойчивое положение.

Вербальные средства оратора.

Шекспир утверждал:”Где мало слов, там вес они имеют”. Для восприятия смысла слова человеку нужно не более 1 секунды. Если слово редкое – 3-5 секунд. Для полного понимания вопроса – не менее 14-15 секунд. Смысл речи при некотором навыке человек схватывает со скоростью 60-70 слов в минуту. Все эти данные оратору необходимо учитывать. К тому же, чтобы слушать, нужны волевые усилия. Человеку гораздо проще сказать:”Ничего интересного я не услышу”, поэтому вы должны заинтересовать собеседника первыми же словами и быть кратким. Не стоит быть многословным, многословие равнозначно скуке. Если вы владеете полнотой понимания проблемы, вам легче быть скупым на слова. (Сократ и болтливый юноша). Речи бывают так скучны, что врачи прописывают их в качестве снотворного, как случилось с аргентинским политиком Мигелем.

Искусный судебный оратор всегда должен помнить слова Анатолия Кони: “У хорошего ритора лицо говорит вместе с языком”. Наше тело может выдать нас, если мы лжем. Еле заметное подергивание лицевых мышц, изменение цвета лица, инстинктивное движение рукой в сторону рта подскажут внимательному собеседнику, что мы лжем. Каков механизм коммуникации во время лжи? Говорящий переда­ет дезинформацию, т.е. информацию, которую считает неверной. Одновременно с дезинформацией помимо своей воли знаками BL (язык тела) он передает свое отношение к ней и свое отношение к речевому коммуниканту. Каково это отношение? Внутреннее отношение человека к дезинформа­ции негативное: мозг любую интеллектуальную неадекватность воспри­нимает мучительно, нервная система входит в состояние стресса. На этом принципе построены детекторы лжи. Детектор лжи воспринимает нервные импульсы, т.е. возбуждение центральной нервной системы. Когда чело­век обманывает, центральная нервная система оказывается в состоянии стресса, что фиксируется датчиками. То же негативное состояние воз­буждения без помощи детектора лжи через знаки BL воспринимается слушающим. Любопытно, что, обманывая, человек испытывает настоль­ко сильный психический дискомфорт, что это сказывается на исходя­щем от него информационном биоизлучении, воспринимаемом не только людьми, но даже растениями, например бегонией.

Знаковые системы, сопровождающие речь или восполняющие (компенсирующих) ее, в случае если по каким-то причинам она оказывается недостаточно эффективной, изучаются в особой отрасли лингвосемиотики, называемой кинесикой. Язык тела выдает наши реальные, но, часто, тщательно скрываемые желания, страхи, надежды. Внимательный собеседник не только воспринимает вербальную информацию, но и невербальные сигналы.

В кинесике исследователи жестов и поз выделяют простейшую (да­лее неразложимую без потери смысла) позу человеческого тела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное для исследователя — выделить такие позы, которые действительно что-то значат в данной культуре, т. е. являются знаками. Их называют изолятами. Каждая пара поз имеет структурные различительные призна­ки. После того как изоляты выявлены, надо описать ограничение их встречаемости, т.е. провести принцип эквивалентности. Необходимо описать ситуации (контексты), в которых они появляются.

Изучение языка человеческого тела связано с тем, как информация на невербальном (т.е. на несловесном) уровне передается от говоряще­го к слушающему, а реально даже не к слушающему, а к зрителям. В каком-то смысле, когда человек является объектом речи, он и зритель и слушатель одновременно, если это устная коммуникация. Система BL подстраивается под естественный язык, т.е. под речь, и воздействие как бы двойным ударом направляется на тех, кто является ее объектом. Про­блема в том, что знаковая система естественного языка — это знаковая система сознательного (см. выше), она реализует в речи, как правило, то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать; а знаковая систе­ма BL — это семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Зона бессознательного в извест­ной мере противоречит зоне сознания.

Язык жестов имеет две стороны: универсальную и конкретно-культурную. Есть жесты, понимаемые одинаково любой культурой, например, открытая ладонь как признак миролюбия и неагрессии.

Существуют правила этикета и законодательства, универсальные для всего человечества, и правила, которые единичны для конкретной цивилизации, этноса или национальности. Примером универсального правила может служить кара за убийство, которая существует почти во всех странах (хотя и здесь есть исключения: жертвоприношение у опре­деленных народов, вендетта и некоторые другие). Универсальное пра­вило этикета — приветствие: люди здороваются друг с другом во всем мире, хотя делают это по-разному. Правило этикета, специфичное для национальной культуры, — подавать сыры после десерта (Франция). Если вы этого не сделаете, к вам вряд ли придут в гости еще раз.

Итак, первая заповедь этикета: играйте по правилам, которые при­няты на той территории, на которой вы находитесь. Если вы в Ве­ликобритании в Лондоне на рынке в районе Cockney, то ведите себя по правилам, которые там приняты. Незнание этой заповеди приводит к коммуникативному провалу. К сожалению, это часто происходит с рус­скими людьми за границей. Человека из нашей страны видно за версту: он живет по законам, которые для него привычны, ведет себя по прави­лам, которым его обучили в детстве, не считая для себя обязательным знание норм поведения, принятых в той стране, где он находится. По­этому наши эмигранты — это вечные эмигранты, они, за редкими ис­ключениями, не инкорпорируются в среду людей, к которым приехали. Они начинают устанавливать свои порядки, что сделать невозможно, так как большинство людей вокруг живут по-другому, и никто не будет принимать как норму правила недавно появившегося в сложившемся сообществе человека. Живущий по своим, отличным от окружающих правилам — всегда чужой: его принимают на работу, у него есть дом, машина, но он вечный иностранец, и у него самоощущение иностранца, что бывает порою очень тягостно. А причина очень проста: человек не потрудился сделать для себя обязательным следование законам и пра­вилам другой страны. Они могут ему нравиться или не нравиться, но если он решил там жить, он должен по ним играть: есть то, что принято, тогда, когда принято, особенно если трапеза разделяется с кем-то; здороваться так, как принято здороваться; оформлять деловые докумен­ты, назначать свидания, дарить то, что принято, и не дарить того, чего обычно там не дарят, и т.д. Никакая другая форма коммуникации не­возможна. Поэтому перед тем, как ехать в другую страну (даже с крат­ковременным деловым или дружеским визитом), выучите правила эти­кета этой страны.

Иностранные гости, приезжая в Россию, должны следовать тем правилам, которые приняты у нас. Надо заметить, что не только русские отличаются пренебрежительным отношением к традициям других на­родов, но и, скажем, многие американцы, которые считают для себя воз­можным в любой стране следовать своим правилам поведения, подчас неприемлемым, скажем, в Европе, отчего часто бывают презираемы ев­ропейцами. Нормой поведения является знание языка той страны, куда вы едете. Если же вы язык не выучили, вы должны испытывать чувство вины, и оно должно быть заметно. Это редко происходит с американ­цами, считающими, что American English — это язык человечества, его вполне достаточно для коммуникации всех землян, и вообще непонят­но, для чего существуют французский, немецкий, шведский и все про­чие языки.

Выражение лица может без слов проинформировать нас о чем-либо. Известно, что на премьере оперы Гуно “Сафо” Берлиоз так был растроган, что расплакался. Гуно воскликнул: “Пойдемте скорее со своей “рецензией” к моей матушке”.

Выражение лица должно быть в меру эмоциональным. Будьте серьёзны, но не хмурьтесь и не “улетайте в облака”. Мимика должна быть естественной. Не каменейте перед аудиторией. Существует понятие “амимия” (греч.), означающее понижение или полное отсутствие мимики лица. В таком случае говорят:”Лицо на замке” или “на лице ничего не написано”. Вы – не разведчик в тылу врага, не бойтесь выражать свои эмоции, чувствуйте себя хозяином положения и доверяйте своим слушателям. Для того, чтобы владеть выражением своего лица, практикуйтесь перед зеркалом.

Контакт со слушателями предполагает искреннее внимание к ним. Не смотрите в окно, в пол, потолок. Медленно переводите взгляд с одной части аудитории на другую.

Глаза являются самыми мощными знаками BL, во-первых, потому, что они занимают центральное положение в человеческом организме, и, во-вторых, потому, что через зрительный анализатор проходит 87% всей информации, получаемой человеком (9% процентов проходит че­рез слуховой анализатор, а на оставшиеся 4% приходится информация, поступаемая в мозг через все прочие органы чувств). Существует множество оборотов речи со словом “глаза”, характеризующих наше состояние: “ испепелить взглядом”, “бегают глазки”, “дурной глаз”, “глаза подозрительно блестели”...

Зрачки ведут себя полностью независимо, расширяясь от положительных эмоций и сужа­ясь при отрицательных. Если человек возбужден, его зрачки расширя­ются в четыре раза (вспомните кошку), если сердит, негативно настроен — сокращаются (в таких случаях гово­рят: глаза-бусинки или змеиные глаза). Зрачки влюбленных при встрече расширяются (что обычно точно интерпретируется). У детей зрачки фи­зиологически больше, чем у взрослых, и, кроме того, они еще расши­рены, так как дети хотят завоевать внимание взрослых.

Если человек нечестен с вами, скрывает что-то, его глаза встреча­ются с вашими менее чем в течение одной трети части времени обще­ния. Если же его глаза встречаются с вашими больше, чем две трети времени общения, то расшифровать это можно двумя способами: а) вы для человека очень привлекательны (тогда зрачки будут рас­ширены); б) этот человек враждебен по отношению к вам, он бросает вам вызов (зрачки у него при этом сужены).

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, любовь, все время смотрите ему в глаза (не менее 60 – 70% времени общения) — и вы, скорее всего, добьетесь успеха. Скованный, скромный человек с опущенными глаза­ми редко пользуется доверием. Поэтому, в частности, на деловые пере­говоры нельзя надевать темные очки, так как партнеру покажется, что вы его рассматриваете в упор. Следует знать, что существуют нацио­нальные особенности продолжительности взгляда, например европей­цы обычно долго смотрят в глаза, а японцы — на шею.

Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимо­сти от обстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда:

1. Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.

2. Социальный (неформальный) взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.

3. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный гла­зами и солнечным сплетением речевого коммуниканта.

Взгляд искоса означает интерес (брови вверх, улыбка) или враждебность (сопровождается опущенными бровями, нахмуренным лбом и/или опущенными уголками губ). С подчиненными позволителен только де­ловой взгляд.

В интимном взгляде мужчины обычно бывают откровеннее, чем женщины, но если при этом мужчина прикрыл веки, это означает конец его интереса к женщине. Если же прикрытые веки сопровождаются от­кинутой головой и долгим взглядом, насторожитесь: это сигнал того, что вы вызвали отрицательную реакцию.

Кажется нелепым, что приходится обращать внимание на такую простую вещь, как умение стоять, осанку. В случайной беседе вы можете развалиться в кресле, опереться на дверной косяк или свеситься со стула. Произнося речь, стойте, слегка расставив ноги, одну ногу можно выдвинуть чуть вперёд. Плечи держите свободно, не скованно.

Значение произносимых слов подчёркивают жестами (движения рук, кистей, а также любые телодвижения). Не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции, если у вас нет такого желания. Если же подобный импульс возник, не подавляйте его. Роль рук и их связь с мышлением – предмет исследования многих учёных. Недаром животные с наиболее сложной нервной системой отличаются и более сложным строением конечностей.

Жесты усиливают эмоциональное звучание слов, выражают наши переживания. Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т.е. который органично сливается с содержанием речи.

Виды жестов:

- выразительные (эмоциональные) – передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, “отрубающая” фразу рука);

- ритмические – подчёркивают логическое ударение, паузы, изменение темпа речи;

- наглядного изображения – показывают предмет (например, винтовую лестницу);

- указующие рекомендуется использовать в тех случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которое необходимо указать;

- подражательные;

- символические: жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), противопоставления (движение кисти руки в воздухе “там и здесь”), разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), объединения (пальцы или ладони рук соединяются), вклинивания в разговор (клинообразное соединение кистей рук).

Правила пользования жестами:

1) жесты должны быть непроизвольные;

2) жестикуляция не должна быть непрерывной;

3) управляйте жестами (они не должны отставать или опережать подкрепляемое слово);

4) вносите разнообразие в жестикуляцию;

5) жесты должны отвечать своему назначению (учитывать характер речи и аудитории).

Невнимание к своей жестикуляции может испортить впечатление об ораторе. Г.Крылова рассказывала о нашумевшем деле о защите чести и достоинства Ю.М.Лужкова:”В зале суда порой одновременно снимали 9 камер. Отслеживались каждый мой шаг, каждый жест. При помощи техники создали потом мой “отрицательный” образ. Например, я один раз дотронулась до рукава своего пиджака. Этот жест прокрутили несколько раз, и получилась некая неуравновешенная особа, которая постоянно себя теребит”. Поэтому следите за целесообразностью своих жестов. Об этом требовании с юмором пишут К.Стюард и М.Уилкинсон: “Отвлекающие движения – настоящая находка. Если на свете и существует что-либо, способное отвлечь аудиторию от предмета речи, так это привычка оратора теребить ушные мочки или почёсываться время от времени в разных местах. Эксцентричное поведение выступающего привлекает всеобщее внимание, и содержание речи становится несущественным. Если, конечно, в ней изначально было что-нибудь существенное”.

Жесты кистей рук.

1. Потирание ладоней символизирует ожидание победы.

Следует помнить, однако, что иногда этот знак неуместно демонстрировать (например, официанту в ожидании чаевых), так как медлен­ное потирание ладоней настораживает другого участника коммуникации.

2. Потирание большого пальца об указательный или кончики дру­гих пальцев символизирует "деньги". Этот жест вульгарен — его мож­но применять далеко не всегда.

3. Сцепленные пальцы рук есть символ разочарования и желания человека скрыть свое отрицательное к вам отношение, особенно если кисти подняты вертикально. Этот жест часто сопровождается обманчи­вой улыбкой. Очень важно знать об одной удивительной особенности BL как знаковой системы психологического состояния человека. Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками (что очевидно). Странно другое: если насильно лишить человека возможно­сти эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняет­ся само психологическое состояние. То есть не только знак становится следствием психологического состояния, но и само психологическое со­стояние может быть следствием знака (закон обратимости знака). По­этому, если человек жестами символизирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отно­шение, и, возможно, ситуация психологически для вас улучшится. На этом феномене основана, в частности, следующая рекомендация: во вре­мя переговоров надо вынудить сидящего человека расцепить кисти и вытянуть руки с открытыми ладонями, для этого можно предложить ему сигарету или протянуть книгу.

4. Шпилеобразное положение рук есть знак уверенной и "всезнаю­щей" позиции. Это жест субординации, он часто сопровождается от­кинутой вверх головой, что символизирует высокомерие и самодоволь­ство. Эти жесты могут привести как к положительному, так и к отри­цательному результату в зависимости от сопровождения другими же­стами.

5. Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чувства превосходства (в стрессовых ситуациях позволяет овладеть собой и почувствовать уверенность, например, перед кабинетом зубного врача). Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открыть свои ранимые области тела: желудок, сердце, горло. Если сзади руки в замке — это просто уверенность. Если сзади одна рука держит другую за запястье — человек расстроен и пытается взять себя в руки (так появилась эта идиома). Как будто одна рука держит другую, мешая ей нанести удар. Чем выше сзади место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.

6. Акцентирование больших пальцев. Большие пальцы в хиро­мантии обозначают силу характера и личности. В невербалике — тоже. Выставление больших пальцев есть символ властности, превос­ходства, агрессивности. Часто им пользуются хорошо одетые люди. Этот знак очень эффектен, если слова противоположны высокомерию жеста (по моему скромному мнению). Это наводит на размышления о том, что две сосуществующие знаковые системы — естественный язык и Body Language — могут усиливать впечатление друг от друга, при­чем, в частности, благодаря контрасту. В этой ситуации у слушателя обычно возникает недоверие. Большие пальцы, выставленные из кар­манов, — частая поза женской доминантности, обычно при этом жен­щина встает на цыпочки.

Акцентирование больших пальцев часто сопровождается скрещиванием рук на груди (негативный, оборонный сигнал) и покачиванием на каблуках.

7. Положение рук в качестве барьера (попытка защитить сердце).

Руки на груди. В детстве мы часто скрываемся от опасности за каким-либо предметом (шкафом, большим камнем и т.п.). Это тоже барьер, чтобы защититься от опасности, отгородиться от надвигающейся угрозы и нежелательных обстоятельств. Если человек скрестил руки, он нервничает, чувствует угрозу. Это — поза обороны. В такой позе чело­век меньше усваивает слышимой информации. Есть данные очень ин­тересного эксперимента, проведенного со студентами. Студентов по­просили сначала послушать текст длиной N знаков, сидя со скрещен­ными на груди руками, а потом записать по памяти то, что они за­помнили (на уровне лексических единиц, т.е. выписать слова, кото­рые, по их мнению, были в тексте). Потом прочли тем же студентам другой текст, тоже длиной N знаков, но сидели они при этом, опустив руки вниз. Когда они записали по памяти лексические единицы вто­рого текста, оказалось, что их на 38% больше. Поэтому рекомендует­ся иметь в аудиториях стулья с подлокотниками.

Даже если сидеть, скрестив руки на груди, человеку удобно (привычка), это все равно отражение его состояния. Кроме того, следует знать, что этот человек с плохой реакцией. Мы часто используем этот жест в толпе незнакомых, в очереди, в лифте — там, где чувствуем себя небезопасно. Иногда это поза несогласия (например, когда ругают уважаемого вами человека). Оратор должен добиться потепления ауди­тории и расцепления рук, иначе его речь обречена на провал. Надо разомкнуть скрещенные руки собеседника, и он перестанет испытывать к вам недоверие (хотя бы частично). Надо вынудить его вытянуть руки или попросить наклониться вперед, чтобы лучше рассмотреть что-либо. Можно задать ему вопрос: "А что вы об этом думаете?" Если при скрещивании рук на груди еще и пальцы сжаты в кулаки — это знак враждебности. Перед вами наступательная позиция. Если при этом вы видите стиснутые зубы или покрасневшее лицо, ждите нападения. Если при скрещивании рук человек держит их, это означает, что он пытает­ся справиться с негативными ощущениями. Ему следует помочь.

Скрещенные внизу руки (за руки с самим собой). Жест позволяет человеку восстановить чувство эмоциональной безопасности, как в детстве, когда при любой опасности нас берут за руку родители.

Если человек держит себя за предплечье (неполный барьер), — это означает неуверенность в себе (в момент речи, получения награды и др.).

Замаскированно скрещенные руки символизируют желание скрыть нервозность; например, когда идешь через зал, где все на тебя смотрят, — поправлять часы, запонку на другой руке, держаться за цветы, сумочку или бокал обеими руками.

Одновременно с руками важную информацию передает и положе­ние ног. Перекрещивание ног (попытка защитить половые органы) — при­знак негативного или оборонного отношения человека. Крест рук бо­лее негативен, чем крест ног, который надо интерпретировать осторож­но, не забывая, что "так сидят леди".

Крест рук и ног (в сидячем положении) — типовое выражение неудовольствия у женщин.

Нога на ногу с образованием четверки (по-американски) — свидетельство соперничества, бойцовского духа. В этой ситуации следу­ет задать вопрос: "Что вы думаете по этому поводу?"

Если крест ног четверкой и руки на ногах — это признак твердо­го, упрямого человека, к которому нужен специальный подход.

Руки и ноги крестом при положении стоя в компании незнакомых людей означают самозащиту, даже если на губах улыбка. По ходу бесе­ды защитная поза может переходить в открытую (открытые ладони); под воздействием алкоголя это происходит быстрее.

Сжатые руки + сведенные лодыжки + закусывание губы — это сдерживание негативного отношения, неприятных эмоций, страха или взвол­нованности (у следователя или во время собеседования о приеме на работу). Чтобы человеку помочь победить волнение и сменить позу, надо к нему подсесть. Во время переговоров эта поза означает, что партнер не хочет уступать в цене.

Фиксирование ступни одной ноги на голени другой означает уси­ление оборонной позиции у женщин.

Если позы этой группы вошли в привычку, помните, что, во-пер­вых, вас неправильно интерпретируют окружающие и, во-вторых, если вы нервозны, такие позы еще больше усиливают ваше состояние.

Курение также много может рассказать нам о собеседнике. Чаще всего курят для того, чтобы вытеснить внутреннее напряжение. В хорошем настроении человек пускает дым вверх, в плохом – вниз. Скрытный человек выпускает дым из уголка рта, в сторону (если, конечно, это не делается для того, чтобы не шел дым в лицо собеседнику).

Сигарета, погашенная раньше времени, свидетельствует о том, что решение принято или человек хочет закончить разговор. Курение или протирание очков – тянет время (подождите, дайте ему время для обдумывания).

Территориальные притязания.

С системой Body Language опосредованно связан энергетический канал приема и передачи информации, устанавливающий территори­альные притязания человека. Это чрезвычайно важный аспект челове­ческой коммуникации, который до работ по Body Language никогда впрямую не был отмечен, а вскользь в некоторых художественных про­изведениях проницательный взгляд автора иногда замечал нечто по­добное, но никогда не интерпретировал. Речь идет о том, что человек пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность. Скажем, подходя близко к машине и находясь око­ло нее, человек демонстрирует эту машину как свою собственность, а если он хочет подчеркнуть факт собственности, он еще и опирается ру­кой на машину. Это типичное движение: опереться о капот машины и стоять около нее. Люди практически никогда не делают это с чужими машинами (обратите на это внимание). Это знак принадлежности дан­ного предмета мне. И точно то же самое происходит с другим челове­ком, который оказывается частью нашего пространства. На этом фак­те построена потребность человека, который любит, все время держать предмет своей любви, например, за руку. Если вы думаете, что в этом есть только эротический компонент, то ошибаетесь: на самом деле это потребность заявить данного человека в качестве своей собственности. Поэтому любимую женщину, и не просто любимую, а ту, которая как бы принадлежит мужчине, мужчина старается держать под руку или обнять ее за талию или, в крайнем случае, он дотрагивается до ее пальто. Таким образом он демонстрирует свои права на собственность.

Важным научным достижением является понимание того, что человек в пространстве (с точки зрения его энергетики и с точки зрения его ментальности) занимает не только то место, которое соответствует объему его тела, — он занимает большее место, и, перемещаясь, он это пространство (радиусом в вытянутую руку) несет как часть себя. Про­исходит все это на совершенно бессознательном уровне.

Достаточно легко это проверяется в речевой коммуникации, где существует три уровня приближения. Расстояние 1 м 30 см — это зона, куда человек не пускает незнакомых ему людей, иначе он чувствует большой дискомфорт. Эта зона называется личностной. Представьте себе человека, которого вы видите первый раз в жизни и с которым вы начинаете разговаривать. Если расстояние между вами в беседе будет меньше, чем 1 м 30 см, вам это будет неприятно. Вторая зона скромнее — приблизительно 1 м в радиусе. Ее можно назвать социальной. Это зона, которая комфортна для вас при общении с людьми, которых вы хорошо знаете, скажем с вашими сослуживцами, с которыми вы ни в каких осо­бых (дополнительных) отношениях не находитесь. Покуривая или про­сто разговаривая на расстоянии 1 м, вы чувствуете себя комфортно, вам не нужно удалять собеседника еще на 50 см, как человека незнако­мого, но и приближать его тоже не хочется. Если такой человек встанет непосредственно перед вами, вас это будет раздражать и мешать ком­муникации. Третий уровень равняется приблизительно 45 см. Это ин­тимный уровень, на который человек допускает только очень близких себе людей, физически близких: ребенка, родителей и человека, с кото­рым находится в интимной близости. Эти люди могут стоять на рассто­янии 45 см, разговаривать, и это не вызовет дискомфорта. Это такое расстояние, на которое допускаются люди, которых вы готовы обнять, т.е. сократить эту дистанцию до нуля. Цифры неточные, так как они неодинаковы для разных людей (хотя варьируются незначительно). Это зависит, в частности, от национальности и места проживания челове­ка. Если люди привыкли жить не скученно, а на широком простран­стве, скажем в деревне, радиусы всех зон становятся немного длиннее, потому что у этих людей "больше" пространства. В городах (особенно в столицах) радиусы зон меньше. Трудно сказать, носит ли это харак­тер национальный или выработанный этнографически (скученность на­селения), но известно, что, например, японцы имеют значительно меньшие радиусы всех трех уровней по сравнению со шведами. Возможно, коммуникативная зона связана не только с национальной принадлеж­ностью, но и с энергетическими особенностями человека. Можно пред­положить, что это зависит от плотности энергетического кольца вок­руг человеческого тела, а энергетика у разных людей неодинакова. Есть люди, которые энергию раздают, и есть люди, которые ее собирают, и, таким образом, энергетические характеристики оказываются разными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: