double arrow

Виды и стили красноречия

Cujus regio, ejus lingva.

(Чья страна, того и язык)

1. Основные виды красноречия.

Различают следующие основные виды красноречия: академическое, политическое, юридическое (судебное), дипломатическое, богословское (гомилетика), военное, социально – бытовое. Сопер считает, что существует только два вида красноречия – информационное и агитационное, но такая классификация не даёт полного представления о частных риториках с их собственными жанрами. Например, военная риторика отличается своей лаконичностью: боевой призыв – предельно краткий, афористичный, приказ – чёткий, требующий мгновенного понимания и беспрекословного выполнения и т.д.

Аристотель в своей “Риторике” делит речи на эпидейктические – хвалебные, торжественные, порицательные, судебные – защитительные и обвинительные, учебные (академические) – монологи и диалоги, дружеские – от бытовых до философских.

Академическое красноречие – это ораторская деятельность научного работника и преподавателя, представляющего результаты своих исследований или популяризирующего достижения науки. В Украине зарождение академического красноречия связано с деятельностью Острожской школы и Киево-Могилянской академии. Выдающимися представителями украинского академического красноречия были М. Максимович, М. Костомаров, В. Ермаков и др.

К жанрам академического красноречия относятся: научный доклад, научное сообщение, лекция, реферат, выступление на семинарском занятии. Основным жанром этого вида красноречия является лекция. Она относится к монологичным выступлениям, но аудитория должна не только слушать, но и активно воспринимать материал, поэтому необходимо использовать приёмы обратной связи с аудиторией (подробнее о них будет сказано в отдельной лекции).

Следует широко использовать также диалогические формы работы с аудиторией: дискуссию, диспут, коллоквиум, устную рецензию, обсуждение. В современном образовании именно диалогическим формам обучения отдаётся предпочтение.

Деление речи на монолог и диалог (речь одного лица или речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где использовалось в риторике, философии и логике. Монологическая речь считалась более сложным и действенным видом речи, чем диалог.

Со II пол. ХХ в. работы по философии и теории языка посвящены исследованию диалогической речи и показано е более сложное устройство. В последние десятилетия стало употребляться понятие “полилог”: речевой процесс в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.

Специфика устного монолога в том, что в нём сильны мотивы самовыражения личности; ослабленная установка на ответ собеседников в сравнении с репликами диалога; структура монолога всегда строже; в выборе языковых средств меньше случайного.

Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями и на её композицию, содержание и языковой состав влияет непосредственное, чаще всего – немедленное восприятие. Речь в диалоге – преимущественно ситуативная, во многом спонтанная. Поскольку она редко бывает подготовлена, в ней высока вероятность неудачного выбора слов, нарушений литературной нормы. Диалог предрасположен к экспрессии: эмоции в нём играют значительную роль.

Особый интерес вызывают дискуссионные виды диалога, в которых сталкиваются разные, подчас противоположные позиции: спор, полемика, дискуссия, диспут, судебное разбирательство. Наблюдается возвращение к античному пониманию риторики как теории построения убеждающей речи.

Полилог пока мало исследован, однако к нему проявляют интерес и социолингвистика, и этнология, и история культуры. Каждый участник полилога более независим, чем в диалоге. Содержание реплик в нём имеет большую амплитуду отклонений и колебаний, роль каждого из участников активизируется. Специфическими признаками полилога являются общая тема, связанность ситуации, нелинейность развития.

Деятельность политика является профессиональной оратор­ской деятельностью, связанной с приобщением людей к определенной идеологии и социальным концепциям, которые политик излагает. К ог­ромному сожалению, многие современные отечественные политики не владеют ораторским искусством и поэтому свои непосредственные за­дачи как политиков решают малоэффективно. Редкий политический де­ятель способен сегодня в письменной или устной форме обратиться к своим согражданам и в чем-нибудь их убедить или к чему-то призвать. А ведь еще Платон писал: "Я утверждаю, что если бы в какой угодно город прибыли оратор и врач и если бы в Народном собрании или в любом ином собрании зашел спор, кого из двоих выбрать врачом, то на врача никто бы и смотреть не стал, а выбрали бы того, кто владеет сло­вом, — стоило бы ему только пожелать. Оратор способен выступать против любого противника и по любому поводу так, что убедит толпу скорее всякого другого..."

Те же политические деятели, которые обладают врожденными ораторскими данными и к тому же в отличие от всех остальных получили специальное образование, подчас, несмотря на неоднозначность и даже скандальность поведения, имеют немалую популярность среди людей. Как профессиональные ораторы, эти политики делают постоянно одно и то же: говорят людям то, что те хотят от них услышать, чего ждут, и поэтому разным людям говорят, как правило, разные вещи, ориентиру­ясь на менталитет конкретных слушателей, что соответствует ораторс­кому принципу уместности речи. "В самом деле, самое трудное в речи, как и в жизни, — это понять, что в каком случае уместно.

Об этом-то в философии немало есть прекрасных наставлений, и предмет этот весь­ма достоин познания; не зная его, сплошь и рядом допускаешь ошиб­ки. Оратор к тому же должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах. Ведь не всякое положение, не всякий сан, не вся­кий авторитет, не всякий возраст и подавно не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений. Нет, всегда и во всякой части речи, как и в жизни, следует соблюдать уместность по отношению и к предмету, о котором идет речь, и к лицам как говорящего, так и слушающих" (Цицерон).

Политическое красноречие – выступление оратора, выражающего интересы той или иной партии (политической силы) или разъясняющего какую-либо социально-политическую ситуацию. Как способ борьбы за власть или гармонизацию общественных отношений оно заявило о себе ещё в античности. Термин “политика” происходит от греческого “полис” – город. В греческих полисах существовали различные политические модели: олигархия, аристократия, тирания, демократия и т.д. Политические речи занимали значительное место в развитии греческой и римской риторики. В варварской Ирландии в первые столетия н.э. существовало публичное красноречие на тинге – аналоге славянского вече. Особое значение политическое красноречие приобретает в условиях широкого тиражирования его СМИ.

Появился новый вид риторики – искусство связей с общественностью, искусство коллективного администрирования и рекламы.

Дипломатическое красноречие уделяет внимание конкретности описаний, учитывает местную специфику, исторические, этнические и религиозные особенности партнера. Полезно в этом плане использовать понятия, дословные расхожие выражения, пословицы и поговорки, а иногда и литературные образы, распространенные в стране-адресате. Особую остроту, нередко столь необходимую в дипломатической полемической переписке (например, обмен нотами по поводу какого-либо драматического события) придают ироническая интонация, сарказм.

Не редкость вдобротных политико-дипломатических документах — эмфатические конструкции, безличные предложения, фразы-увещевания, восклицанияи вопросы, некоторые языковые вольности, свежие, незатасканные слова. Напротив, вредит им повествовательная форма изложения, излишняя прилизанность, навевающие тоску на читателя и, как следствие, не оставляющие следа ни в его уме, ни в сердце. «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», — такой методологический подход придает выразительность не только поэтическому, но и литературно-дипломатическому языку.

Особо необходимо сказать о недопустимости речевых оборотов, задевающих самолюбие, национальную, «державную» гордость адресата, могущую вызвать у него впечатление ультимативного характера послания, ноты, другого документа. Повышенного внимания требуют в этом отношении слова ивыражения: «должно», «надо», «никогда», «ни при каких обстоятельствах» и т. п. (не зря ведь среди дипломатов всего мира распространен древний афоризм «„никогда не говори „никогда““). В то же время использование сослагательного наклонения, разного рода оговорок придает документу своеобразную пластичность, оставляет впечатление гибкости его авторов, готовности к продолжению дискуссии, поиску компромисса.

Важное место в дипломатической переписке принадлежит „каучуковым“ фразам и формулировкам, из которых опытный дипломат извлекает именно тот смысл, который в них и стремились вложить. Искусство дипломатии в немалой степени в том и состоит, чтобы не называя иногда вещи своими именами, подвести партнера к должному восприятию сказанного или написанного.

Г. Никольсон приводит весьма поучительные примеры из этого ряда. Так, замечает он, если политический деятель или дипломат заявляет, что его правительство „не может безразлично относиться“ к какому-то международному конфликту, он при этом подразумевает, что его правительство непременно вмешается в конфликт. Если в ноте или речи употребляются выражения: „Правительство Его Величества смотрит с беспокойством…“ или „с глубоким беспокойством“ то ясно, что речь идет о вопросе, по отношению к которому английское правительство намерено занять решительную позицию. Если говорится: „Правительство Его Величества считает необходимым сохранить за собой право…“, в действительности имеется в виду, что „правительство не позволит“ и т. д. Такой осторожный „эзопов язык“ дает возможность, сохраняя дипломатические приличия, не прибегая к прямым угрозам, сделать, когда это требуется, серьезное предупреждение иностранному государству. (Никольсон Г. Дипломатия, с. 129–130).

Богословское красноречие – проповеди, беседы, напутствия, комментирование Библии в практике различных христианских конфессий. Религиозное красноречие характерно не только для христианской традиции, оно зарождается в эпоху язычества и присуще всем религиям в наши дни…

Социально – бытовое красноречие – это меткая, острая или торжественная речь по поводу какого-либо важного события в частной жизни или интересной ситуации. Бытовое красноречие выделяется в поздней античности (“Никомахова этика”), и носит название гомилетики. Плутарх в “Застольных беседах”, например, называет гомилетикой умение не “перешутить” и не переругаться во время застолья.

Сегодня жанрами социально-бытового красноречия являются: юбилейные речи, приветственное слово, тосты (застольные речи), надгробное (поминальное) слово.

2. Специфика судебного красноречия.

Судебное красноречие – это ораторские выступления юристов, подсудимого и гражданских лиц в процессе рассмотрения судебного дела. Судебные речи помогают суду глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, установить истину по делу и принять правильное решение. Они являются составной частью судебных прений и представляют собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. Судебная речь является не только разновидностью речевой, но и процессуальной деятельности, протекающей в строгом соответствии с законом. А как известно, dura lex, sed lex.

В предмет судебной речи в криминальных делах в суде первой инстанции входят:

- фактические обстоятельства дела и их социально – политическая оценка;

- анализ и оценка доказательств;

- юридическая оценка установленных фактических обстоятельств – квалификация преступления;

- характеристика личности подсудимого, а при необходимости и других участников процесса;

- вопросы, связанные с применением криминального наказания или освобождения от него;

- вопросы, связанные с разрешением гражданского иска;

- другие вопросы, требующие разрешения;

- анализ причин и условий, которые способствовали совершению преступления.

Предметом судебной речи в гражданских делах в суде первой инстанции являются:

- фактические обстоятельства дела;

- оценка доказательств;

- предложения по применению того или иного закона в деле;

- предложения о вынесении отдельного определения при наличии основания для этого.

Основными особенностями судебной речи по сравнению с другими видами красноречия являются: официальный характер речи, полемичность, направленность (к суду), предварительная обусловленность содержания (дело, которое слушается в суде), итоговый характер речи, как определяют С.С. Гурвич, В.Ф. Погорелко и М.А. Герман (“Основы риторики”).

Важный момент судебной речи – её моральный аспект. Аморальный суд принципиально недопустим, так же как и субъективная трактовка дела, предубеждённость судебного оратора против преступника. Моральному пафосу суда должна соответствовать и система логических доказательств.

Судебное красноречие возникло в Древней Греции как апологии – речи в защиту самого себя, которые для населения писали логографы – софисты. Тогда не существовало ни государственного обвинения, ни предварительного судебного следствия. Защищаться человек должен был сам, а если он не умел этого, речь ему составляли профессиональные ораторы и даже могли произнести эту речь в суде. Обязательным условием была принадлежность оратора к данному государству.

Судебная речь имела приблизительно такую структуру: вступление (в котором надеялись расположить к себе судей), повествование (изложение фактов дела с точки зрения выступающего), доказательство своей правоты и полемика с противником, которого чернили, как могли, вывод (стандартного вида). Существовали даже сборники - трафареты таких выступлений.

Система законов древних греков легла в основу системы римских законов. Но, понимая относительность “человеческого суда”, они пытались в сложных ситуациях обращаться к “божественному суду”. Однако институт “божественного права” был слабо развит, и внимание римского общества переместилось в сферу формирования римского права как системы “справедливых” законов, гарантирующих гражданам надёжную охрану и безопасность. Римляне заложили основы современного законодательства цивилизованных стран. Например, в Византии это право унаследовано в “Кодексе” императора Юстиниана.

В сложной процедуре современного суда чётко разделены роли между его участниками: обвинитель, защитник, свидетели и т.д. Очень важно, чтобы все выступающие на суде умели произнести свою речь публично, имели соответствующую риторическую подготовку.

Сегодня это звучит особенно остро. Криминализация нашей жизни, связанная с переходным характером социокультурного развития Украины, актуализует проблемы правовой системы государства, необходимость проведения правовой реформы, в частности, введения суда присяжных.

3. Стили красноречия

Понятие “стиль” (от лат. “stylus” – стержень для письма) означает способ изложения своих мыслей. Стилем называется разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жиз­ни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам: лексикой, грамматикой, фонетикой. В современных развитых языках существуют три наиболее крупных сти­ля: а) нейтральный, б) более "высокий", книжный, в) более "низкий", разговорный (фамильярно-разговорный, разговорно-просторечный).

С коммуникативной точки зрения под стилем понимается общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, передовая статья в газете, научная (не узкоспециальная) лекция, судебная речь, бытовой диалог, дружеское письмо и т.д. Стиль в этом смысле характеризуется не только набором (параметрами) языковых средств, но и композицией акта.

С функциональной точки зрения во многих современных литературных языках выделяются обиходно-литературный, газетно-политический, производственно-технический, официально-деловой и научный функциональные стили, но объем каждого из них, соотношение друг с другом, место в стилистической системе в разных языках неодинаковы. Во всех языках центральное положение занимает обиходно-литератур­ный стиль, бытующий в широком повседневном неспециальном обще­нии и в художественной литературе, — "нейтральная" разновидность литературного языка, на фоне которой проявляются особенности дру­гих функциональных стилей, отражающие различие типов ситуаций общения.

Газетно-политический стиль связан с общественно-политичес­кой сферой жизни, официально-деловой — стиль деловых бумаг и спе­циального общения в экономической, юридической, дипломатической сферах, в государственных учреждениях и т.п., научный и производствен­но-технический стили обслуживают науку и производственно-техничес­кую сферу. Статус языка художественной литературы вызывает споры. Некоторые ученые считают его функциональным стилем, другие видят в нем особое явление, отмечая, что он соотносится со всем национальным языком, включая территориальные и социальные диалекты. Спорным остается вопрос о месте разговорной разновидности в системе функционального стиля литературного языка.

Функциональный стиль — категория, зависящая от исторически изменяющихся социально-культурных условий использования языка, порожденная сложностью и многообразием общественно-речевой прак­тики людей. Системы функциональных стилей различны в различных языках и в разные эпохи существования одного языка. Так, социально значимыми у многих народов являются сферы устной народной сло­весности, культа, что вызывает к жизни соответствующие функцио­нальные разновидности языка. В определенные периоды, особенно предшествующие формированию наций и литературных языков, оп­ределенные сферы общения могут обслуживаться чужими языками, на­пример такую функцию может выполнять латинский язык.

Функциональный стиль реализуется в устной и письменной формах и имеет особенности в лексике, фразеологии, словообразовании, мор­фологии, синтаксисе, фонетике, в использовании эмоционально-оце­ночных и экспрессивно-образных способов выражения, в наличии своей системы клишированных средств.

Каждый речевой отрезок (как устный, так и письменный) выдер­жан в определенном стиле. Целесообразно выбирать стиль так, чтобы он соответствовал речевой обстановке. Нельзя возвышенным стилем го­ворить в среде уголовников точно так же, как нельзя на жаргоне гово­рить во время проповеди и т.д. Совершенно очевидно, что сам выбор функционального стиля соответствует целевой установке. Так же выбирается жанр. Например, если вы пишете деловое письмо, то не следу­ет представлять его в форме диалога.

Стиль речи человека меняется в зависимости от её назначения (официальное или бытовое общение, лирические стихи или призыв), от среды, в которой находится человек, от его индивидуальных манер и привычек. Недаром французская пословица гласит: “Человек – это стиль”.

Ещё в античности заметили, что один пишет легко и свободно, а другой – с трудностями и напряжением. Отсюда возникли понятия “лёгкого стиля” и “тяжёлого”. Цицерон в трактате “Оратор”разделял стили на простой (низкий), средний и высокий, причём сам искусно сочетал разные стили в своих речах, использую просторечные слова, добродушные шутки, пафос. Например, защитительную речь по делу Авла Клуэнция Авита, обвинённого в убийстве отчима, он начал с обыденных слов, затем повысил тон и перешёл к патетике, вызывая в слушателях “сострадание и ужас”. Он отмечал, что настоящим оратором может быть назван тот, кто “умеет говорить о незначительных вещах просто, о возвышенных с достоинством, о тех, что как бы лежат посередине, с должной умеренностью”.

М.В. Ломоносов предлагал теорию трёх “штилей”, отражающую социальную структуру общества его времени. В “Общей риторике” он даёт рекомендации: “Разговоры с высшими, равными и низшими”.

Учение о трёх стилях развивал и Феофан Прокопович. Задача и цель высокого стиля, считал он, - волновать аудиторию, для чего следует подбирать эмоциональные, величественные способы изложения: частые метафоры, возвышенные фигуры. Цветистый стиль должен приносить наслаждение, для чего употребляются тропы, рассудительные сентенции, остроумные высказывания. Низкий стиль служит для “поучения и используется в рассказах, которыми мы поучаем других. Он исключает сильные эмоции, редко использует тропы, фигуры, будничные дела. Поучение требует низкого стиля, развлечение – среднего, а волнение - высокого”.

Ораторский стиль представляет собой конкретную и индивидуализированную форму, через которую реализуется метод ораторского искусства. В нём проявляется личность оратора, общая культура и специальные знания, природный талант и накопленный жизненный опыт.

Дифференциация стилей и их стабилизация способствуют утверждению норм литературного языка. В ХХ веке произошло разграничение понятий “стили речи” и “стили языка”. Традиционная типология стилей речи включает устно – разговорные и письменно-книжные. К первому типу относятся литературно – разговорный, разговорно – бытовой и стиль за рамками литературной нормы (просторечие, жаргоны, арго…). К письменно-книжным принадлежат официально-деловой, публицистический, научный.

Официально-деловой стиль характерен для текстов государственных документов, дипломатической переписки, законодательных актов, инструкций, деловой переписки, протоколов, приказов, распоряжений. Строгий и чёткий стиль официальных документов обеспечивает делопроизводство, правовую сферу. Ему присуща высокая точность формулировок без возможных двояких толкований, строгая логика изложения, чёткое построение текста (с делением на параграфы), соблюдение специфических “языковых стандартов” и этикетных оборотов речи. Например: Высокие договаривающиеся стороны заключили настоящий договор о нижеследующем.

Публицистический стиль – это газетно-журнальная информация: статьи, обзоры, репортажи, обсуждения, предвыборная агитация, в какой-то степени - реклама. Характеристика этого стиля речи: уровень строгости несколько снижен, тяготение к устно-разговорным приёмам, к диалогу с читателем, использование тропов, что исключено в официальных текстах.

Функцией научного стиля является знаковое оформление, сохранение и передача новой, подчас трудно воспринимаемой информации. Никаких иносказаний и многозначности.

Для судебной речи характерны все языковые стили. Разговорный, обслуживающий бытовую сторону жизни людей, делает судебную речь понятной и доступной, научный и официально – деловой позволяют пользоваться специальными научными терминами, юридическими категориями, нормами закона. Элементы публицистики необходимы для убедительности, выразительности, эмоциональности речи, так же как и литературно-художественные образы. В конечном итоге важно не приспосабливаться к какой-либо стилевой системе или системам, а умело их использовать в соответствии со своей индивидуальностью.

К сожалению, не всегда использование различных стилей обусловлено необходимостью. Нередко можно заметить элементарное нарушение языковых норм. Обратите внимание на стилистику высказываний: “Я была замужем, но муж исчез в просторах нашей родины” и “Он шёл по линии резкой критики имеющихся недостатков”. В данных высказываниях нарушены стилистические нормы. Словосочетание в просторах нашей родины характерно для публицистической речи, поэтому неуместно в показаниях подсудимой. Слова по линии – официально – делового стиля, неуместные в разговоре о чертах личности. К тому же это влечёт за собой несколько форм родительного падежа, что усложняет речь, делает её громоздкой.

Умение говорить грамотно – обязанность судебного оратора. Казалось бы, внимание судей и присутствующих в зале суда сосредоточено на содержании речи, однако любое нарушение нормы вызывает негативную реакцию, отвлекает от восприятия материала.

Подчас мы позволяем говорить друг другу то, что в принципе запрещается гово­рить в приличном обществе, и грубая речь имеет у нас почти универсальный характер. С психологической точки зрения, грубость есть следствие трех разных причин. Во-первых, она свидетельствует о личности человека: он дурно воспитан, так как рос в неинтеллигентной среде, ему не повезло. Во-вторых, человек находится в состоянии внутренней агрессивности, значит, вам удалось его задеть, и вы — свидетель его поражения, он проявил слабость по отношению к вам. В-третьих, человек недостаточно умен.

Каждый раз, когда хочется нагрубить, следует вспомнить эти три причины. Ведь, грубя, вы расписываетесь в том, что у вас неинтеллигентные родители, человек рядом с вами умнее вас, потому что он вас заставил разозлиться, и у вас не хватает ума его переиграть. Для тех, кто хочет одерживать речевые победы, всякая гру­бость должна быть исключена. В этой связи особой представляется ситуация, при которой возникает внутреннее желание выйти из ком­муникации с определенным человеком. Это единственный случай, ког­да грубость допустима. Если к вам пристает пьяный негодяй и вы, естественно, хотите от него избавиться, целесообразно ему нагрубить, даже иногда — ударить, потому что ваша целевая установка — вый­ти из коммуникации. Однако подобные ситуации все же редки.

Литература.

1. Абрамович С.Д., Чікарькова М.Ю. Риторика: Навч. пос.- Львів, 2001.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Уч. пос.- Ростов н/Д, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: