Маркетинг услуг — это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Ключевыми понятиями в маркетинге услуг являются целевой рынок, польза для клиента и продвижение услуг. Специфика маркетинга услуг заключается в том, что он начал применяться относительно недавно, и самый сложный его аспект — создание благоприятных условий для их продажи. Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. По своим целям они могут быть коммерческими или некоммерческими.
Государственная система здравоохранения в России — это одна из веду отраслей сферы производства услуг.
Основные различия по потреблению услуг разными сегментами рынка (разделенного на группы потребителей) заключаются в: 1) спросе на услуги; 2) объеме требуемых услуг; 3) сложности самих услуг в зависимости от потребностей и тяжести заболеваний в разных половозрастных группах.
Использование маркетинга в сфере услуг по прогнозам будет существенно возрастать в связи с:
|
|
- децентрализацией и снижением регулирования;
- появлением и ростом конкуренции среди ЛПУ, предоставляющих услуги;
- ростом числа специалистов, имеющих предпринимательскую подготовку-
С учетом того, что ОМС и ДМС также относятся к сфере услуг, проанализируем коммерческий и некоммерческий (социальный) вид маркетинга, применяемого при том или ином виде страхования (табл. 1).
Социально-экономическая сущность 2 видов страхования:
ДМС — дополнительное коммерческое страхование - основная цель — получение максимальной прибыли;
ОМС — составная часть государственного некоммерческого социального страхования, пои этом главная задача — обеспечение социальных гарантий государства населению по получению бесплатной квалифицированной помощи в случае возникновения различных патологических состояний.
Маркетинг услуг в настоящее время из-за значительного роста их доли в валовом внутреннем продукте становится крайне необходимым элементом управления. В связи с проведением в Российской Федерации вертикальной и горизонтальной децентрализации в здравоохранении, а также возникновением различных форм собственности появляются альтернативные государственным ЛПУ поставщики медицинских услуг, что также требует применения принципов маркетинга для более эффективного использования имеющихся ресурсов и продажи услуг населению.
Таблица 1. Основные различия между коммерческим (в условиях ДМС) и некоммерческим (в условиях ОМС) видами маркетинга
Некоммерческий (социальный) маркетинг | Коммерческий маркетинг |
1. Связан с идеями, организациями, территориями, а также услугами | 1. Связан главным образом с услугами |
2. Используется для обмена (в условиях смены общественно-экономической формации), внедрения рыночных механизмов хозяйствования на обеспечение социальных гарантий в области здравоохранения | 2. Обмениваются денежные средства |
на услуги | |
3. Цели многокомпонентные, и результат не может оцениваться только с чисто финансовой точки зрения | 3. Цели касаются в основном сбыта услуг, |
получения прибыли | |
4. Преимущества не связаны с выплатами потребителей услуг | 4. Преимущества обусловлены платежами |
потребителей | |
5- От системы ОМС требуют обслуживания всех, в том числе экономически невыгодных групп потребителей | 5. Ориентирован на обслуживание только |
прибыльных сегментов рынка | |
6 Две категории клиентов: потребители услуг и плательщики взносов (страхователи) | 6. Одна категория клиентов: потребители |
(они же, как правило, страхователи) | |
.7- Льготы по налогообложению | 7. Отсутствие налоговых пьгот |
|
|