Маркетинг услуг

Маркетинг услуг — это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Ключевыми понятиями в маркетинге услуг являются целевой рынок, польза для клиента и продвижение услуг. Специфика маркетинга услуг заключается в том, что он начал применяться относительно недавно, и самый сложный его аспект — создание благоприятных условий для их продажи. Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. По своим целям они могут быть коммерческими или некоммерческими.

Государственная система здравоохранения в России — это одна из веду отраслей сферы производства услуг.

Основные различия по потреблению услуг разными сегментами рынка (разделенного на группы потребителей) заключаются в: 1) спросе на услуги; 2) объеме требуемых услуг; 3) сложности самих услуг в зависимости от потребностей и тяжести заболеваний в разных половозрастных группах.

Использование маркетинга в сфере услуг по прогнозам будет существенно возрастать в связи с:

- децентрализацией и снижением регулирования;

- появлением и ростом конкуренции среди ЛПУ, предоставляющих услуги;

- ростом числа специалистов, имеющих предпринимательскую подготовку-

С учетом того, что ОМС и ДМС также относятся к сфере услуг, проанализируем коммерческий и некоммерческий (социальный) вид маркетинга, применяемого при том или ином виде страхования (табл. 1).

Социально-экономическая сущность 2 видов страхования:

ДМС — дополнительное коммерческое страхование - основная цель — получение максимальной прибыли;

ОМС — составная часть государственного некоммерческого социального страхования, пои этом главная задача — обеспечение социальных гарантий государства населению по получению бесплатной квалифицированной помощи в случае возникновения различных патологических состояний.

Маркетинг услуг в настоящее время из-за значительного роста их доли в валовом внутреннем продукте становится крайне необходимым элементом управления. В связи с проведением в Российской Федерации вертикальной и горизонтальной децентрализации в здравоохранении, а также возникновением различных форм собственности появляются альтернативные государственным ЛПУ поставщики медицинских услуг, что также требует применения принципов маркетинга для более эффективного использования имеющихся ресурсов и продажи услуг населению.

Таблица 1. Основные различия между коммерческим (в условиях ДМС) и некоммерческим (в условиях ОМС) видами маркетинга

Некоммерческий (социальный) маркетинг Коммерческий маркетинг
1. Связан с идеями, организациями, территориями, а также услугами 1. Связан главным образом с услугами
 
2. Используется для обмена (в условиях смены общественно-экономической формации), внедрения рыночных механизмов хозяйствования на обеспечение социальных гарантий в области здравоохранения 2. Обмениваются денежные средства
на услуги
 
 
 
3. Цели многокомпонентные, и результат не может оцениваться только с чисто финансовой точки зрения 3. Цели касаются в основном сбыта услуг,
получения прибыли
 
4. Преимущества не связаны с выплатами потребителей услуг 4. Преимущества обусловлены платежами
потребителей
5- От системы ОМС требуют обслуживания всех, в том числе экономически невыгодных групп потребителей 5. Ориентирован на обслуживание только
прибыльных сегментов рынка
 
6 Две категории клиентов: потребители услуг и плательщики взносов (страхователи) 6. Одна категория клиентов: потребители
(они же, как правило, страхователи)
.7- Льготы по налогообложению 7. Отсутствие налоговых пьгот

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: