Изучение теории зарождения и практики маркетинговой деятельности в здравоохранении позволило нам выделить следующие три основные функции маркетинга в системе управления здравоохранением:
1. Исследование рынка медицинских товаров и услуг:
• изучение потребителей;
• анализ деятельности организации здравоохранения;
• изучение медицинского товара или услуги;
• анализ внешней и внутренней среды деятельности организации здравоохранения.
2. Организация производства (разработки) новых медицинских товаров или услуг:
• управление качеством и конкурентоспособностью произведенной продукции.
3. Организация реализации произведенных медицинских товаров и услуг:
• организация системы товародвижения;
• организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта произведенных медицинских товаров и услуг.
Социально-экономическая сущность маркетинга тесным образом связана не только с маркетинговыми концепциями, но также и с видами маркетинга.
Ибо конкретное наполнение маркетинга зависит от многих факторов, а именно:
|
|
- От характера организации
- От состояния рынка
- От особенности товара или услуги
Чем разнообразнее деятельность фирмы, тем сложнее маркетинг: Поэтому одним из существенных факторов, от которого зависит маркетинговая деятельность, является спрос потребителей и его сбалансированность.
Отсюда, вероятно следует, что разным состояниям спроса соответствует разное состояние маркетинга.
спрос чрезмерный — в этом случае целесообразен демаркетинг Задача же маркетолога будет заключаться в том, чтобы спрос сбалансировать с предложением, а именно - снизить спрос.
Для этого целесообразно отказываться от рекламы, необходимо увеличивать цену, отказаться от всяких скидок цены и каких-либо премий за приобретенные блага
Обычно подобное состояние спроса в сфере здравоохранения наблюдается по особо модным и новым услугам, причем в тех условиях, когда медицинские учреждения еще не в состоянии расширять предложения по данным услугам.
спрос отрицательный - этому рыночному параметру соответствует конверсионный маркетинг. Конкретно в сфере здравоохранения подобная ситуация достаточно часто возникает. Например, большая часть населения с небольшой охотой, особенно превентивно, осуществляет поход к стоматологу, так как боится этих медицинских услуг.
Задача маркетолога в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать и исправить положение, а именно, изменить негативное отношение к данной медицинской услуге. Достижение данного результата может быть осуществлено за счет переделки самого товара, услуги, создания широкого комплекса новых обезболивающих средств, а также за счет снижения цены самой услуги.
|
|
нерациональный спросом -такие как наркотики, табачные изделия, алкоголь. В этом случае целесообразно осуществлять противодействующий маркетинг.
Смысл его действий предполагает проведение широкой компании разъяснительной работы, которая бы побудила отказаться от вредных привычек, одновременно с этим целесообразно проводить щеке экономико-административных мер, которые связываются с поднятием цен и ограничением доступности к данным товарам
Этот подход может рассматриваться в любой концепции маркетинга
скрытый спрос — а именно, спрос только еще формирующийся. В этом случае целесообразен развивающийся маркетинг, который был бы в состоянии превратить потенциальный спрос в уже реально предъявляемый.
Для этого целесообразно разрабатывать новый товар, услугу, которые бы отвечали новым потребностям, создавать имидж продукта, ориентированный на конкретные потребительские группы.
падающий спрос - то здесь целесообразен ремаркетинг.
Например, малым спросом пользуется ряд медицинских УСлуг. Здесь целесообразно придать товару новые свойства, а также проникнуть на новый рынок.
Спрос на рынке характеризуется нерегулярностью и колебаниями, (это могут быть сезонные колебания, дневные и даже в течение суток). В этом случае целесообразно использовать синхромаркетинг, который бы сгладил гребни рыночных колебаний.
Полноценный спрос В этих условиях целесообразно осуществлять:. поддерживающий маркетинг. Он должен удерживать существующий уровень спроса с учетом усиления конкуренции и изменения предпочтений потребителей.
Отсутствие спроса - население может быть не заинтересовано в определенных услугах или безразлично к ним. Например, в 70-е годы студенты не были заинтересованы в изучении иностранного языка.
Задача маркетинга отыскать способы увязки присущих услуге выгод с естественными потребностями и интересами человека. В этом случае следует активно использовать стимулирующий маркетинг.
Вид маркетинга в зависимости от состояния спроса
Тип (вид) маркетинга 1. Демаркетинг 2. Конверсионный 3. Противодействующий 4. Развивающийся 5. Ремаркетинг 6. Синхромаркетинг 7. Поддерживающий 8. Стимулирующими | Состояние спроса 1.Чрезмерный (избыточный) 2. Отрицательный 3. Нерациональный 4. Скрытый (формирующийся) 5. Падающий 6. Колеблющийся 7. Полноценный 8.Отсутствие (безразличие потребителя) |