Процессы памяти. · Запоминание — процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений

· Запоминание — процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое, установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

· Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Особенности запоминания и хранения информации (слов, образов, мыслей, чувств и т.д.) отражает алгоритм Аткинсона:

       
   
 
 
 


· Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

· Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного:

o частичное (воспроизведение не полностью или с ошибкой)

o полное (невозможность воспроизведения и узнавания).

а также

o временное

o длительное

Наиболее часто забываем то, что незначимо.

Рис.4 Кривая забывания (по Г. Эббингаузу)

Г. Эббингауз (немецкийпсихолог-экспериментатор) занимался изучением закономерности запоминания для чего разработал метод бессмысленных слогов. На рисунке отображена кривая, которая даёт графическое изображение полученных им в ходе экспериментов результатов. На оси абсцисс указывают время, протекшее с момента первоначального заучивания, а на оси ординат - величину сохранившегося в памяти. Как видно из кривой, главная потеря, по данным Эббингауза, падает на первое время, на первые 1-2 суток и особенно на первые полчаса - час; при этом общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть (27,8%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: