Закон синергии

Энергетический потенциал деловой организации, опреде­ляющий ее возможности в достижении поставленной цели, за­висит от множества факторов. Это материальные характе­ристики (территория, служебные помещения, техническая ос­нащенность, денежные средства, оборотные фонды и др.), необходимые для успешного ведения деятельности, это и фак­торы социального характера (уровень профессиональной под­готовки персонала, социально-психологическая обстановка в коллективе, заинтересованность всех работников организации в достижении общей цели), определяющие микроклимат в коллективе и профессионализм персонала. Эти характеристи­ки и факторы в совокупности, воздействуя на эффективность функционирования организации, определяют синергию орга­низации. Синергия (от греческого synergia — сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функциониро­вание элементов системы.

Формулировка закона синергии: В любой организации возможен как при­рост энергии, так и снижение общего энергетического ресур­са по сравнению с простой суммой энергетических возмож­ностей входящих в нее элементов.

Действие закона синергии в организационных системах существенно обособляет организацию от других объектов и систем материального мира. Для всех естественных систем (за исключением сложных биологических) основным законом яв­ляется закон сохранения и превращения энергии, в соответст­вии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изме­нениях количество энергии остается постоянным.

Закон синергии утверждает, что в замкнутых социальных системах возможно изменение энергии в сторону как увеличе­ния, так и уменьшения. Объективно это связано с тем, что в понятие энергетического ресурса организации входят не толь­ко материальные ресурсы, но и социально-психологический ресурс коллектива, определяемый интеллектуальной и эмо­циональной энергией, уровнем профессиональной подготовки каждого члена организации, а также в значительной мере сте­пенью взаимодействия членов коллектива в реализации общей цели организации.

Степень реализации потенциальных возможностей органи­зации зависит от эффективности работы звена управления. При этом может быть достигнут как положительный, так и от­рицательный эффект. Низкий уровень реализации энергетиче­ского потенциала может быть обусловлен неэффективным ме­неджментом, отсутствием в коллективе лидера, недостаточной квалификацией или пассивностью персонала, слабой техниче­ской оснащенностью, использованием устаревших технологий управления и многими другими причинами.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти нуж­ный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия в организации носила созидательный, а не разрушитель­ный характер.

Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энер­гии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов орга­низации.

Это явление предопределило переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятель­ности и привело к возникновению организаций.

Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальных организаций является возможность управления приростомэнергии. В деловых организациях это выражается в целенаправленном регулировании энергетиче­ского и производительного потенциала.

Основная задача звена управления состоит в создании ус­ловий, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объемов мате­риальных и человеческих ресурсов. В конечном итоге благодаря этому обеспечивается достижение максимального экономиче­ского эффекта, что позволяет использовать полученные материальные средства для даль­нейшего развития организации или удовлетворения социаль­но-культурных потребностей членов организации.

В социальных системах синергетическим эффектом можно считать усиление результатов совместной деятельности в результате совпадения набора элементов и оп­тимального сочетания их характеристик.

Появление нового качества (в организационных системах - это ожидаемый прирост энергии) в результате суммирования отдельных составляющих является закономерностью социаль­ных организаций. В процессе объединенного труда эта зако­номерность проявляется постоянно, но ее действие носит про­тиворечивый характер. К примеру, если два человека успешно справляются с порученным делом, то привлечение еще одного помощника совсем не обязательно приведет к увеличению производительности общего труда, иногда это вызывает зна­чительное снижение производительности. Третий может ока­заться лишним, и это повлечет за собой отрицательный синергетический эффект. Причиной отрицательной синергетики в организации может оказаться замороженное оборудование или нерационально используемые денежные ресурсы.

Впервые ощутимое действие закона синергии было обна­ружена при разделении трудового процесса по различным специализациям, в частности, при переходе к конвейерной системе труда. Отметим, что в настоящее время разделение труда является основной технологией работы для большинст­ва деловых организаций. Наиболее значимый эффект достига­ется при правильном использовании современных технологий работы в сочетании с процессами разделения труда и совре­менной организацией управления.

5.3. Закон информированности – упорядоченности

Особенности закона информированности - упорядоченности. Информацион­ная среда, в виду ее важности, является объектом управления, наряду с персо­налом, финансами, производством и др. Она подчиняется действию закона информированности - упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, пер­сонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия.

Формулировка закона: «Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчи­вого функционирования (самосохранения)».

Закон требует от руководителей создания и развития источников информации, организации повышения квалификации своих сотрудников, внедрения передо­вых информационных технологий, в т.ч. автоматизированных рабочих мест. Следствие закона:

«Информированность работника после достижения ей критического уровня переходит в его компетентность».

Руководитель, используя характеристики информации (объем, ценность, на­сыщенность и достоверность), имеет возможность создать первоклассный ин­формационный ресурс своей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: