Лекция 7. Хозяйственные организации

7.1. Понятие «хозяйственная организация».

Хозяйственные организации - это организации, созданные для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

Подобного типа организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

К хозяйственным организациям относятся:

Ø Юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций);

Ø Неюридические лица всех форм, в том числе структурные подразделения, филиалы и представительства организаций.

Юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицомпризнается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет ка­ких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, частную, коллективную. Встречаются организации со смешанной формой собственности, в которых часть акций может принадлежать государству, а остальные частным лицам - юридическим и физическим.

Рассмотрим основные организационно-правовые формы неюридических лиц.

1. Подразделение юридического лица.

Структурная часть юридического лица (цех, отдел, лаборатория) является подразделением юридического лица. Как правило, подразделение юридического лица не обладает хозяйственной самостоятельностью и действует на основе Положения о подразделении. Наиболее часто Положение о подразделении юридического лица содержит следующие разделы:

1. Наименование подразделения – в положении должно быть указано точное официальное название подразделения.

2. Перечень нормативных документов, которыми оно руководствуется. Как правило, любое подразделение юридического лица руководствуется в своей деятельности внешними и внутренними документами. Внешние документы - это документы, принятые во внешней для организации среде и обязательные для исполнения в рамках данной организации. Скажем, для такого подразделения как отдел кадров одним из внешних документов, которым он руководствуется, является Трудовой кодекс РФ. Внутренние документы – это документы, принятые непосредственно в рамках организации - юридического лица. К внутренним документам относятся Устав организации, правила внутреннего трудового распорядка, правила и распоряжения, распространяющиеся на данное подразделение.

3. Функции подразделения. В положении должны быть достаточно точно описаны функциональные направления деятельности данного подразделения. Однако глубина конкретизации этих функциональных направлений зависят от принятой в данной организации корпоративной культуры и степени жесткости организационной структуры управления. Чем жестче организационная структура управления на данном предприятии, тем более обстоятельно должны быть оговорены функции подразделения.

4. Показатели эффективности деятельности подразделения. В положении о подразделении должны быть указаны не только его функции, но и ценный конечный продукт, который должен быть получен в результате выполнения этих функций.

5. Структура подразделения. Подразделение юридического лица, в свою очередь, само может состоять из составляющих структурных единиц. Например, производственный цех может состоять из участков, отдел из бюро. Все эти структурные единицы должны быть указаны в положении о подразделении.

6. Кому непосредственно подчиняется данное подразделение. В соответствии с принципом единства распорядительства по вопросам своей деятельности подразделение должно получать указания только от одного должностного лица. Это и должно быть оговорено в данном пункте положения.

7. Права руководителя подразделения. В положении о подразделении юридического лица должно быть оговорено две группы прав руководителя:

а) права во взаимодействии с вышестоящим руководством;

б) права по отношению к своим непосредственным подчиненным.

8. Обязанности руководителя подразделения. В данном разделе положения должен быть оговорен результат, который должен быть получен под руководством данного руководителя, а также его ответственность за неполучение или несвоевременное получение результата.

9. Порядок и периодичность отчетности. В данном разделе должно быть предусмотрено:

а) перечень отчетных форм подразделения;

б) в чей адрес должны направляться те или иные отчетные формы;

в) периодичность тех или иных отчетных форм.

10. Система оплаты работников подразделения. В случае, если система оплаты работников данного подразделения имеет определенную специфику по сравнению с организацией в целом, это может быть оговорено в положении.

Разновидностью подразделения юридического лица является филиал – территориально обособленное подразделение юридического лица.

Филиал, не являясь юридическим лицом, не имеет устава и осуществляет свою деятельность на основе Положения, утверждаемого руководителем предприятия, структурным подразделением которого филиал является. Филиал имеет право заниматься всеми видами деятельности, предусмотренными уставом предприятия, в состав которого он входит. В то же время филиал не имеет права заниматься теми видами деятельности, которые не предусмотрены уставом создавшего его предприятия.

Еще одной формой неюридического лица является представительство – территориально обособленное подразделение юридического лица, в задачи которого входят агентские, сбытовые, рекламные или иные функции.

В отличие от филиала представительство не имеет права заниматься всеми видами деятельности, предусмотренными уставом создавшего его юридического лица, а занимается, таким образом, лишь некоторыми из них.

7.2. Организационно-правовые формы организаций – юридических лиц

Организационно-правовая форма организации - это ее устройство, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации. Организационно-правовая форма организации регулирует:

Ø Целевую направленность организации (коммерческие, некоммерческие);

Ø Характер участия учредителей во владении имуществом;

Ø Вид собственности организации;

Ø Степень ответственности учредителей за результаты хозяйственной деятельности организации;

Ø Порядок выхода учредителя из организации;

Ø Порядок ликвидации и реорганизации организации.

Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие организационно-правовые формы организаций:

Коммерческие организации:

• хозяйственные товарищества и общества,

• производственные кооперативы,

• государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации:

• потребительские кооперативы,

• общественные или религиозные организации (объединения),

• благотворительные и другие фонды,

• учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Рассмотрим для начала основные организационно - правовые формы коммерческих организаций.

Коммерческие организации – это организации, ориентированные на достижении положительной разницы между доходами и расходами, то есть прибыли.

В структуре коммерческих организаций можно выделить следующие организационно-правовые формы:

Общество с ограниченной ответственностью (000 ) — объе­динение граждан и (или) юридических лиц для совместной хо­зяйственной деятельности.

Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. 000 создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то — только устава. Число участников 000 не должно пре­вышать 50 человек. Согласно Гражданскому кодексу РФ учредители общества с ограниченной ответственностью несут ответственность за результаты хозяйственной деятельности созданного ими предприятия только в пределах внесенного ими вклада. Подобная норма является привлекательной для учредителей, поскольку снижает степень риска, но невыгодна для кредиторов, поскольку в случае банкротства ООО взыскать с учредителей все убытки будет невозможно.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО ) учреж­дается одним или несколькими лицами. Участники ОДО несут ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества в пределах, кратных внесенному вкладу.

Размер кратности оговаривается Уставом ОДО. Например, если уставом ОДО предусмотрена двукратная ответственность учредителей, то учредитель, внесший в уставной фонд ОДО 100 тыс. руб., реально отвечает за 200 тыс. убытков созданного им предприятия. ОДО создается и действует на осно­вании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.

Акционерное общество (АО ) — это коммерческая организация, уставныйкапитал которой разделен на определенное число ак­ций, удостоверяющихобязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).

Закрытое акционерное общество характеризуется следующими признаками:

· Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек.

§ Стоимость акций определяется самими акционерами;

§ В случае выхода из ЗАО акционер не имеет права продать свои акции юридическим и физическим лицам, не являющимся акционерам данного предприятия, он обязан сдать свои акции правлению, которое далее само решает их судьбу;

§ Приоритетом в приобретении освободившихся акций в Закрытом акционерном обществе обладают акционера, стороннему юридическому или физическому лицу акции могут быть проданы лишь при условии, если от их покупки отказались действующие акционеры.

Открытое акционерное общество в свою очередь характеризуется следующими признаками:

§ Стоимость акций определяется не самими акционерами, а фондовым рынком;

§ Любой акционер открытого акционерного общества вправе продать свои акции на фондовом рынке, не консультируясь при этом с другими акционерами.

ЗАО и ОАО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры — в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества организации превышает сумму вкладов.

Полное товарищество это коммерческая организация, уча­стники которой (полные товарищи) в соответствии с заключен­ным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут полную ответственность всем принадле­жащим им имуществом (в том числе и личным).

Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) включает полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Статус полных товарищей аналогичен статусу полного товари­щества. Коммандитисты не принимают участия в предпринима­тельской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов. ТВ создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается только полными товарищами (устава нет).

Новый ГК РФ ориентирован прежде всего на развитие про­изводственной сферы предпринимательства в стране. В этой связи введена новая форма —

«производственный кооператив» (артель)добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов.

Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от ве­личины пая каждый член кооператива имеет один голос. Статус производственного кооператива необходим для внесения опре­деленности при предоставлении налоговых льгот организациям производственной сферы. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество. Кооператив не вправе выпускать акции. Учредительный доку­мент — устав кооператива.

Унитарным предприятием (УП) является коммерческая орга­низация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия неделимо. Имущественный комплекс может принадле­жать предприятию на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. УП являются казенными предпри­ятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: