Структура органов управления, развернутая по вертикали

Производственная структура организации может быть определена какопределенным образом упорядоченное взаимодействие основных ивспомогательных подразделений организации, направленное на достиженииорганизационных целей.

Реальное состояние производственной структуры организации определяется прежде всего ее производственным профилем, размером и особенностями основных и вспомогательных технологических процессов.

Организационная структура управления – совокупность управленческих звеньев, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как целого.

Ключевыми понятиями структур управления являются эле­менты, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как от­дельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Есть два направ­ления специализации элементов организационной структуры управления:

• в зависимости от состава структурных подразделений ор­ганизации вычленяются звенья структуры управления, осуще­ствляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-тех­нического прогресса и т. п.;

• исходя из характера общих функций, выполняемых в про­цессе управления, формируются органы, занимающиеся пла­нированием, организацией, мотивацией и контролем.

Отношения между элементами структуры управления под­держиваются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные отношения носят харак­тер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные отношения — это отношения подчинения (властные отношения внутри организа­ции). Необходимость в них возникает при иерархичности пост­роения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой ис­полнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который, в свою очередь, может состоять из нескольких уровней.

В круп­ных организациях число уровней организационной структуры управления может быть 8—10 и более.

В структуре управления обычно выделяются звенья управления и уровни управления; К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные подразделения, выполняющие соответствующие управленческие функции.

К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности структурных подразделений.

Уровень управления - совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией. Пирамидальность структуры предполагает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен Советом учредителей (акционеров), генеральным директором и его непосредственными заместителями. Этот уровень управления вырабатывает политику организации и обеспечивает ее практическую реализацию.

Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детально разработанных задач до подразделений и их своевременное исполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, начальники корпусов, цехов, функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими руководителями. Руководители младшего звена осуществляют непосредственное руководство рядовыми работниками, уже не имеющими никого в своем подчинении. Это могут быть бригадиры, мастера, начальники бюро, лабораторий. Задача этого уровня управления – довести конкретные задания до непосредственных исполнителей и обеспечить выполнение этих заданий.

В структуре управления организацией различаются линей­ные и функциональные связи. Первые сути отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движения информации между так называемыми линей­ными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающи­ми за деятельность организации или ее структурных подразде­лений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: