Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним, в частности, могут быть отнесены:
1. размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкая);
2. производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);
3. характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство);
- регион сбытовой деятельности организации (ориентация на местный, национальный или внешние рынки);
- масштабы зарубежной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.);
- уровень диверсификации деятельности предприятия;
- характер объединения подразделений, входящих в состав организации (концерн, финансовая группа и др.).
Принципы структурного деления (департаментализации)
Лимитированность числа подчиненных, которыми можно непосредственно руководить, наложила бы жесткие ограничения на размеры предприятий, если бы не существовал механизм деления на структурные подразделения. Группировка видов деятельности и работников в структурные подразделения предоставляет возможность неограниченного расширения организаций. Однако структурные подразделения существенно различаются в зависимости от используемых для группировки видов деятельности базовых схем. На различных иерархических уровнях и в различных функциональных звеньях одного и того же предприятия могут использоваться различные основания структурного деления.
Сущность этих схем, выработанных самой практикой, и их достоинства рассматриваются ниже.
Принципы структурного деления (структурирования): |
1. Количественный принцип структурирования; |
2. Временной (вахтовый, сменный) принцип структурирования; |
3. Функциональный принцип структурирования; |
4. Территориальный принцип структурирования; |
5. Продуктовый принцип структурирования; |
6. Принцип структурирования по типу потребителя; |
7. Принцип структурирования по каналам сбыта; |
8. Технологический принцип структурирования. |
Рассмотрим каждый принцип организационного структурирования более подробно.