Факторы, определяющие организационную структуру предприятия

Орга­низационные структуры управления промышленными фирма­ми отличаются большим разнообразием и определяются мно­гими объективными факторами и условиями. К ним, в частности, могут быть отнесены:

1. размеры производственной деятельнос­ти организации (крупная, средняя, мелкая);

2. производственный про­филь организации (специализация на выпуске одного вида продук­ции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);

3. характер выпускаемой продукции и технология ее производст­ва (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство);

  1. регион сбытовой деятельности организации (ориентация на местный, национальный или внешние рын­ки);
  2. масштабы зарубежной деятельности и формы ее осуще­ствления (наличие дочерних предприятий за границей: произ­водственных, сбытовых и др.);
  3. уровень диверсификации деятельности предприятия;
  4. характер объединения подразделений, входящих в состав организации (концерн, финансовая группа и др.).

Принципы структурного деления (департаментализации)

Лимитированность числа подчиненных, которыми можно непосредственно руководить, наложила бы жест­кие ограничения на размеры предприятий, если бы не существовал механизм деления на структурные подраз­деления. Группировка видов деятельности и работников в структурные подразделения предоставляет возможность неограниченного расширения организаций. Однако струк­турные подразделения существенно различаются в зави­симости от используемых для группировки видов деятель­ности базовых схем. На различных иерархических уровнях и в различных функциональных звеньях одного и того же предприятия могут использоваться различные основания структурного деления.

Сущность этих схем, выработанных самой практикой, и их достоинства рассматриваются ниже.

Принципы структурного деления (структурирования):
1. Количественный принцип структурирования;
2. Временной (вахтовый, сменный) принцип структурирования;
3. Функциональный принцип структурирования;
4. Территориальный принцип структурирования;
5. Продуктовый принцип структурирования;
6. Принцип структурирования по типу потребителя;
7. Принцип структурирования по каналам сбыта;
8. Технологический принцип структурирования.

Рассмотрим каждый принцип организационного структурирования более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: