Основы проектирования организационных систем

Дж. Гелбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

На процесс организационного проектирования оказывают влияние многие факторы. О.С. Виханский и А.И. Наумов в качестве важнейших из них выделяют следующие факторы (рис. 10.1.):

1. Состояние внешней среды, в рамках данного фактора выделяется две основных характеристики:

Ø динамизм внешней среды, то есть скорость протекающих в ней изменений и сложность внешней среды;

Ø сложность внешней среды, то есть число субъектов, входящих в ее состав, характер связей между ними и т.п.

2. Характер технологии работы в организации, при этом важнейшими характеристиками данного фактора являются:

Ø Степень неопределенности в сроках начала работ и месте их выполнения;

Ø Степень неопределенности в способе выполнения работы.

3. Стратегический выбор руководства в отношении ее целей. В данном случае для нас важны следующие характеристики данного фактора:

Ø Идеология управления, то есть набор идеологических принципов и предположений, на которых строится управленческая деятельность;

Ø Типы потребителей деятельности организации;

Ø Количественные масштабы деятельности организации (количество работающих, объем выпуска продукции и т.п.);

Ø Типы рынков сбыта и территориальное размещение производства.

4. Поведение работника. Здесь можно выделить следующие аспекты:

Ø Потребности работника, которого мы рассматриваем как человека, личность и субъекта производственных функций;

Ø Квалификацию работника, то есть наличие у него необходимых знаний, умений и навыков для реализации возложенных на него задач;

Ø Степень мотивированности работника, то есть наличие у него материальной и материальной заинтересованности в реализации возложенных на него задач.

В процессе проектирования организационных структур управления ор­ганизацией, как правило, решаются следующие задачи:

· оп­ределение типа организационной структуры управления;

· определение оснований для структурного деления организации;

· уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;

· определение управленческих полномочий каждого уровня управления;

· разработка технологических процессов управления;

· разработка механизмов взаимодействия различных технологических процессов управления между собой;

· числен­ность административно-управленческого персонала;

· опреде­ление характера соподчиненности между звеньями организа­ции;

· расчет затрат на содержание аппарата управления.

В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: