double arrow

I. Технология организованного общения школьников

При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному ру­ководителю следует выдержать определенную технологическую последователь­ность.

1. Изучение межличностных отношений детей.

С помощью известного метода социометрии следует выявить неформаль­ную структуру класса: определить «звезд» и «аутсайдеров», принятых и непри­нятых, взаимные симпатии и антипатии, общий уровень принятия и неприня­тия одноклассниками друг друга. Социограмма наглядно покажет приятельские объединения отдельных детей и многочисленный хаос ищущих связей в обще­нии мальчиков и девочек.

2. Организация малых групп.

Учебный класс в составе 25—35 человек не позволяет организовать полно­ценное общение школьников. Очень сложно поддерживать контакт с таким количеством одноклассников. Кроме того, в классе (в силу того что это учеб­ная группа) преобладает открытая активность учителя при пассивной позиции детей.

Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера, микрогруппы.

Одним из важных технологических вопросов является определение состава микрогрупп. Прежде чем распределять детей в группы, воспитателю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, ко­нечно, общаются с девочками, а мальчики с мальчиками. Но внеклассная ра-

бота для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отно­шения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начи­нать можно и с однородных групп.

Существуют различные способы организации детей в группы. Вот некото­рые из них/

«Фонарик». Классный руководитель называет имена «звездочек», самых по­пулярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит остальных собраться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Воспитателю следует (опять опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.

«Магнит». Воспитатель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый дол­жен иметь шанс почувствовать себя нужным.

«Предпочтение». Школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т. д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.

Воспитательный результат групповой деятельности определяет именно об­щение детей в группе: дети эмоционально влияют друг на друга, делятся ин­формацией и охотно передают умения, «болеют» друг за друга в ситуациях со­ревнования с другими группами.

3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.

Чтобы добиться решения этой задачи, следует помнить, что распределение поручений в группе — это распределение ролей. Детям нетрудно объяснить, что в группе у каждого должны быть свои функции, обязанности (как в фут­больной команде или в экипаже боевого корабля). Психологические исследо­вания показывают, что в малой группе, чтобы она обеспечивала воспитываю­щую деятельность и общение детей, необходимы следующие роли:

□ лидера, организатора, помогающего воспитателю координировать рабо­ту малых групп («командир»);

□ функциональные роли («затейник», «артист», «художник», «поэт»);

□ роли, помогающие осуществлять поиск нужной информации в том или ином виде деятельности («библиотекарь», «журналист», «консультант»);

□ роли, стимулирующие самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности («дежурный командир», «боцман», «вахтенный», «вперед­смотрящий»).

Технология организованного общения школьников будет результативна с точки зрения личностно ориентированного образования, если классный руко­водитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:

□ организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

□ обучение детей культуре общения;

□ гуманизацию отношений мальчиков и девочек;

□ выстраивание «регуляторов» жизни класса: совместную выработку зако­нов, правил, традиций своего класса;

□ создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

□ предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

□ развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.

Перечисленные условия для каждого конкретного класса будут иметь раз­ную значимость, но технология организованного общения такова, что главной заботой воспитателя являются именно отношения детей. Поэтому такие усло­вия одновременно становятся и конкретными задачами классного руководи­теля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: