Таможенный (тарифный) контроль - одна из форм государственного регулирования ВТД. Он осуществляется с целью защиты внутреннего рынка, а также влияния на развитие международной торговли в своих национальных интересах. Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определяются Таможенным кодексом РБ. Он направлен на защиту эк. суверенитета и безопасности страны, активизацию связей РБ с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, субъектов хозяйствования и государственных органов; соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Товары участников ВТД (кроме запрещенных) пропускаются через границу при предоставлении на таможню лицензии (если необходимо) и контракта; декларирования товара; платы за проведение таможенных процедур и уплаты таможенных пошлин. Необходимы также Устав предприятия и товаросопроводительные документы. Таможня также контролирует уплату акцизов, НДС.
Декларирование товаров осуществляется либо самими субъектами хозяйствования, либо декларантами, признанными таможней.
|
|
Товар - любое движимое имущество (в т.ч. тепловая, электроэнергия), перемещаемое через таможенную границу РБ.
Таможенный сбор - это отдельный вид там платежей, который взимается помимо там пошлины и представляет собой оплату за там оформление товаров, выдачу таможенных документов и оказание услуг. Он уплачивается предварительно или в момент предоставления товара к таможенному оформлению в установленном размере. Указ № 443 от 13 июля 2006 г. О таможенных сборах.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.
Таможенная пошлина - вид государственного налога, который взимается по установленным ставкам на конкретные виды ввозимых и вывозимых товаров.
Ставки таможенной пошлины приведены в таможенном тарифе (согласно закона РБ "О таможенном тарифе"), построенном в соответствии с международными нормами и принципами. Он базируется на классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности).
Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.
Несмотря на национальные различия, таможенные тарифы характеризуются рядом общих закономерностей:
1. Существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики и ставками импортных пошлин. Чем более развита экономика, тем ниже эти ставки. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны с развитой экономикой достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок аналогичной продукции высоким таможенным тарифом.
|
|
2. Структура таможенного тарифа у большинства стран построена по принципу эскалации, т.е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню ставки, а на готовые изделия - наиболее высокие.
3. Там. Тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна - с более низкими, предназначенными для обложения товаров из стран, с которыми имеется договоренность о снижении тарифов; другая - со значительно более высокими пошлинами.
В международной торговой практике существуют тарифы с 3, 4 и большим кол-вом колонок пошлин. Таможенный тариф Японии имеет 4 колонки - с автономными, конвенциальными пошлинами, преференциальными - для развивающихся государств и сезонными пошлинами.
Основными видами таможенных пошлин являются конвенциальные и автономные.
Конвенциальные - применяются к вещам, происходящим из стран, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с межд. договорами и являются минимальными.
Автономные - напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся льготами, являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних эк. факторов и по размеру являются максимальными.
Особые таможенные пошлины могут быть конвенциальными и автономными. Делятся на три группы:
- Специальные - носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитных мер для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.
- Преференциальные - отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, происходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, в приграничной торговле, происходящих из развивающихся стран, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.
- Антидемпинговые- устанавливаются по инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга. Величина пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.
По времени действия:
Автономные (генеральные) - постоянно действующие.
Временные - на определенный период времени (период применения эк. санкций).
Сезонные - используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.
По направленности: импортные, экспортные, транзитные.
По методу исчисления:
Адвалорные - устанавливаются в % к таможенной стоимости товара.
Специфические - в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара (единицу веса, объема или количества).
Комбинированные - сочетают оба способа и предполагают либо одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.
По количеству ставок для одного товара: простые и сложные.
Таможенная пошлина взимается в зависимости от таможенной стоимости товара или от его количества. Таможенная стоимость товара не равна его контрактной стоимости.
|
|
Определение таможенной стоимости производится с использованием различных методов. Там стоимость экспорта - стоимость товара, проданного на условиях франко-завод, а импорта - складывается из стоимости по цене контракта и расходов по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию.
В случае, когда заявитель затрудняется определить таможенную стоимость, такое право предоставляется таможне.
Основным Документом для исчисления и внесения платежей, валютного контроля является декларация ПС.
По каждой внешнеторговой сделке экспортер или импортер обязан до предъявления товаров для там оформления предоставить в там органы ПС и контракт. ПС по содержанию - формализованный контракт, содержащий все необходимые при заключении договора сведения: дата и место заключения договора, количество, качество, цена товара, условия расчета и поставки, о валюте сделки, названии страны и места назначения экспортируемого товара, сроков поставки и т.д. Оформление ПС зависит от характера сделки, а не от характера товара или валюты платежа, определяется таможенными органами.
ПС составляется на все товары, которые подлежат ввозу-вывозу в РБ в порядке исполнения отдельного договора купли-продажи, мены, комиссии ил консигнации резидента с нерезидентом РБ. Ответственность за достоверность сведений, вносимых в ПС, возлагается на субъекта (клиента).
ПС не требуется:
1. при экспорте товаров по разовым сделкам со 100 % предоплаты (деньги пришли, а товар не отправлен)
2. при импорте товаров, купленных за рубежом ЧП без предварительного заключения сделки - ПС заменяет ГТД.