Характерные черты русской философской мысли

Глубоко и всесторонне сущность и содержание отечественной философии в свое время раскрыли: В.В. Зеньковский, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Б.П. Вышеславцев, И.Ю. Алексеева, А.Ф. Замалеев, В.С. Степин.

Главной особенностью русской философии, по мнению В.В. Зеньковского (1881-1962), является то, что «русская философская мысль всегда (и навсегда) остается связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остается главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли». Зеньковский выделил следующие общие характеристики русской философии: 1) антропоцентризм русских философских исканий; 2) нетеоцентричность русской философии (хотя в значитель­ной части своих представителей, глубоко и существенно религиозна); 3) некосмоцентричность (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекли внимание русских философов); 4) она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о путях, смысле и целях истории. Всю­ду доминирует моральная установка - здесь лежит один из самых дей­ственных и творческих истоков русского философствования; 5) рус­ская философия сплошь историософична, она постоянно обращается к вопросам о смысле истории, конце истории.

По мнению Н.А. Бердяева (1874-1948), основными чертами в рус­ской философии являются жажда целостного миросозерцания, орга­нического слияния истины и добра, знания и веры. Бердяев писало о том, что в русской философии есть, конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное, образование какой-то новой фи­лософской традиции, отличной от господствующих традиций совре­менной европейской философии. Русская философия в основной сво­ей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классичес­кого германского идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней отвлеченности и крайнего рационализма, завершенного Гегелем. Русские философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и рационализма Гегеля и пе­реходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к конкретному идеа­лизму, к онтологическому реализму, к мистическому восполнению ра­зума европейской философии, потерявшему живое бытие. И в этом нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру.

С.Л. Франк (1877-1950) в работе «Сущность и ведущие мотивы русской философии» отмечал, что русской философии присуща с малолетства интуиция, ее особенностью является постижение истины не в логических связях и благообразной систематичности. Специфика постижения истины в русской философии осуществляется через правду. Истина рассматривается в смысле теоретически адекватного образа действительности. Важнейшее значение придается нравственной правоте, нравственным основаниям жизни, духовной сущности бытия. По мнению С.Л. Франка, русское философское мышление в своей типично национальной форме никогда не было чистым познанием, бесстра­шным теоретическим пониманием мира, а всегда было выражением религиозного поиска святости. Главным содержанием русской философии является религиозная этика. Русская философия — это, прежде всего, философия истории, социальная философия.

В советский период русской религиозной философии противопос­тавлялась научная марксистско-ленинская философия, трактуемая как наука о наиболее общих законах природы, общества и познания. Мар­ксизм-ленинизм постулировался в качестве мировоззрения и теории, охватывающей все стороны бытия, согласующейся с данными науки, общественно-политической практики, содержащей ответы на все воп­росы или включающей методы, пользуясь которыми можно найти эти ответы. Предназначение философа состояло в реализации данной идеологемы с точки зрения изучения закономерностей и доработки, конкретизации применительно к изменяющимся условиям тех или иных частей проекта. В советской философии на результаты фило­софской работы накладывалось существенное ограничение — они должны были представляться как соответствующие марксистско-ле­нинской теории.

Сокращение философских исследований началось в России с 30-х годов, после организованных И.В. Сталиным выступлений против А.М. Деборина (Иоффе), Н.А. Кареева и других, получивших идео­логическое клеймо «меньшевиствующих идеалистов». Усилилась иде­ологическая ангажированность отечественной философии в связи с публикацией работы Сталина «О диалектическом и историческом ма­териализме» (1938), объявленной «вершиной» марксистской филосо­фии. Философская дискуссия 1947 г. еще более усугубила положение философии и философов в стране. Философия, вырождаясь в политизированный феномен, в значительной мере стала в условиях культа личности орудием тоталитарного режима. Вместе с тем, даже в таких условиях ряд философов сумели проводить позитивную работу. Это, прежде всего, Б.М. Кедров (1903-1985) в области философских проблем естествознания (история химической атомистики, периодический закон Д.И. Менделеева, психология научного творчества, классификация наук, теория диалектики, философско-методологические проблемы современных наук (химии, физики, биологии), науковедения, научно-технической революции, проблемы взаимосвязи философии и естествознания). В разработке истории философии значительны заслуги В.Ф. Асмуса (1894-1975) и А.Ф. Лосева (1893-1988).

В 60-х годах создались условия расширения тематики исследований и углубления подхода к актуальным вопросам философской науки. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки в работах Э.В. Ильенкова, М.М. Розенталя, П.В. Копнина, Г.С. Батищева, В.С. Библера и других. Формируется отечественная методология науки, в которой синтезировались системные представления и диалектика, разрабатывался системный метод исследования. Философское осмысление новейших откры­тий в физике, космологии, биологии, кибернетике и других конк­ретных науках дано в трудах философов И.В. Кузнецова, М.Э. Омельяновского и естествоиспытателей П.К. Анохина, Б.Л. Астаурова, Д.К. Беляева, А.И. Берга, П.Л. Капицы, Н.Н. Семенова, В.А. Фока, В.А. Энгельгардта. Плодотворно разрабатывались философские вопросы психологической науки усилиями Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна. Новое развитие по­лучило изучение историко-философских проблем в исследованиях А.С. Богомолова, Т.И. Ойзермана. В критическом ключе изучалась западная философия. Значителен вклад философии советского пери­ода в разработку проблем гносеологии, теории сознания, в исследова­ние проблемы идеального и проблемы человека. Несмотря на существовавшую систему идеологических запретов, изучалась и социальная действительность.

Существенной чертой советской философии, развивавшейся под флагом научности, было ее стремление к систематичности. Способ­ность к систематическим построениям весьма высоко ценилась в об­ществе и вырабатывалась системой философского образования. Он­тологическим построениям принадлежало весьма заметное место в советской философии. Тезис о познаваемости мира был одним из краеугольных камней диалектического материализма. Сочетание кол­лективного и индивидуального на всех уровнях рассматривалось не только как идеал, но как вполне достижимое и во многом достигнутое состояние.

Перспективы отечественной философии одни исследователи свя­зывают с продолжением русской религиозной философии, другие - с преобразованием российской ментальности в духе «цивилизованного» мира, а третьи рассчитывают на ренессанс марксизма, вынужденного выживать в качественно новых условиях, благодаря более утонченным и оригинальным формам.

Современная отечественная философия характеризуется процессом интернационализации, выражающейся в контактах с зарубежными философами, в массированном вхождении западной терминологии в язык отечественной философии.

Набирает силу процесс активного задействования идей и понятий русского философского наследия в тех областях, в которых домини­ровали зарубежные авторитеты.

Третья тенденция развития отечественной философии заключает­ся в реализации идей и подходов, сформировавшихся или зародивших­ся в лоне диалектического и исторического материализма.

Возрождение отечественной философии возможно лишь в услови­ях реальной свободы философской совести. Каждый человек должен иметь право высказывать и отстаивать материалистические и идеали­стические взгляды, если он к ним пришел и разделяет их. Он должен иметь возможность общаться с единомышленниками, выражать свои взгляды публично. Только в этих условиях отечественная философия станет действительно живой концепцией, внутренне очистится от чу­жеродных включений.

Глубокое осмысление отечественного философского наследия — важный фактор формирования исторической памяти, высокой нрав­ственной культуры, понимания определяющего значения гуманисти­ческих ценностей в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: