Религиозная философия

Проблема бытия рассматривается прежде всего в религиозных философских концепциях, для которых она является не только традиционной, но и постоянно актуальной в связи с объяснением Бога, природного и человеческого бытия.

Философия буддизма уходит своими корнями в VI век до н. э. Со­временные ее последователи считают, что религия и философия воз­никают из размышлений человека о природе своего существования о круговороте жизни и смерти. Центральной категорией философии буддизма является небытие. Оно понимается как всеобъемлющий уни­версум. Универсум есть все, но сам он есть ничто, «действует без дей­ствующего» и «определяет без определяющего». Бог в буддизме представляет «единую реальность», в которой проявляется природа и дух через конфликт и единство. Бог есть также основа реальности. Он «ра­створяет» различия между субъективностью и объективностью, объе­диняет дух и природу. Бог есть и фундаментальный принцип, лежа­щий в основе реальности. Атман (душа, духовное начало человека) и Брахман (объективная духовная реальность, духовный Абсолют) иден­тичны. Бог — универсум и великий дух универсума. В жизни людей Бог и небытие проявляются в четырех «благородных истинах»: а) жизнь есть страдание; б) надо объяснить страдание, найти причины его воз­никновения; в) надо уничтожить страдание, преодолевая его причи­ны; г) средство преодоления страдания — срединный восьмеричный путь: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, пра­вильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, пра­вильное внимание, правильное сосредоточение. Жизнь людей есть проявленное бытие (сансара). Человек должен преодолеть сансару и достичь непроявленного бытия - нирваны.

В западном мире религиозно-философское объяснение бытия представлено прежде всего в христианстве. Оно возникло в I веке новой эры, которая в христианском летоисчислении именуется как «от рождения Иисуса Христа». В христианстве многое изменилось, но объяс­нение бытия остается неизменным, догматическим. Бог принимается на веру как существующий в трех ипостасях (лицах): Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой. Он признается Абсолютом, создателем всего существующего: природы, человека, самой веры. Бог есть воплощение Абсолютного Добра, Абсолютной Истины и Абсолютной Красоты. Он – объективное идеальное, вечное и не развивающееся, созидающее, но непознаваемое человеком бытие. Философия современного христианства имеет свои особенности в католицизме, православии и протестантизме. В западной философии наибольшее развитие и распространение получила философия неотомизма.

Неотомизм — современный модернизированный вариант философско-теологического учения Фомы Аквинского. Учение Ф. Аквинского получило название томизм (от лат. Тhотas — Фома). Его предста­вителями являются А. Бергсон, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Э. Мунье, М. Бубер, М. Новак и др.

Свое учение неотомисты называют «реализмом»: материальный мир существует, но он включен в более широкий, «реальный» мир — бытие. Основные идеи современного неотомизма состоят в обосновании решающей роли в бытии бытия Бога, в ограничении естественного мира сверхприродным божественным бытием и в доказательстве временности существования природы и человека. Неотомисты считают, что человек независим в своем бытии от природы, но зависим от бытия Бога. Вера и разум едины, но вера выше знания, так как она от Бога. В естественном человеческом разуме царит наука, а в откровении — теология. Неотомизм подвергает критике фидеизм (отлат. Fiddles - вера) и рационализм, но многие постулаты самого неотомистского учения являются иррациональными. Много внимания уделяется модерни­зации библейских догм, устранению рассогласованности религиозно-католического и научно-светского объяснения бытия и познания.

Современное православие имеет идейные истоки в средневековой византийской философии и теологии Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и др. Основные ее представители — наши отечественные мыслители XVIII-начала ХIХ вв.: славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков и др.); сторонники философии всеединства (В. Соловьев, С. Франк. П. Фло­ренский и др.); философия «нового религиозного сознания» (Н. Бердяев, Н. Лосский. Л. Шестов и др.). В философии православия исходные основы бытия связываются с общими библейскими постулатами, которые были изложены выше. Особенности состоят в стремлении представить православие как ортодоксальную истинную христианскую веру и смысл жизни человека. Обосновываются принципы целостности и соборности отношения к бытию, соотнесенности свободы человека с божественной волей и провидением, приоритетности религиозно-нравственного миропонимания, взаимосвязи безусловно сущего (Абсолюта) и относиельного бытия;.безосновной и безначальной свободы, а также принцип обязательной связи объяснения процессов природного и социаль­ного бытия с Иисусом Христом. с божественной мудростью — Софией.

В познании отстаиваются идеи «цельного знания» как познание Абсолюта (Бога), единство знания и веры при приоритете веры; откровение, озарение, видение и другие способы установления непосредственной связи с Богом, а также методы и содержание познания человеком природы и самого себя. Не отрицаются чувственное и рациональное познание материального бытия. Вопрос об истине связывается с тринитарным догматом существования Бога и с конкретными объектами познания. Много внимания уделяется проблемам социаль­ной философии и философии истории.

В XVI веке возник протестантизм. Философские основы современ­ного протестантизма состоят в основном в иных объяснениях христи­анских символов веры, культа, других сторон вероучения. В теологии и философии протестантизма важными принципами являются: «оп­равдание верой»; право каждого верующего индивидуально обращаться к Богу за спасением, без каких-либо посредников; принцип единствен­ности веры как способ познания Бога и отрицание спекулятивности разума, логических способов доказательства бытия Бога и др. По мере исторического развития западного общества, протестантская теоло­гия и философия приобретала формы: ортодоксии (М. Лютер, Ж. Каль­вин и др.); либеральной теологии и философии (Ф. Шлейермахер, Э. Трельч и др.); «теологии кризиса» (К. Барт, П. Тиллих и др.); раци­ональной или «новой теологии» (Д. Бонхёффер, В. Гамильтон и др.). Многообразие философских течений характерно и для философий католицизма, а также православия.

Обобщая идеи христианской философии о бытии и познании, мож­но сказать, что, во-первых, бытие понимается как единство объектив­но идеального (Бога) и природы (объективно материального). В дан­ном единстве Бог - основа, первичное, абсолютное идеальное начало. Бог не развивается, не познаваем человеком или частично познаваем через откровение, озарение, но обладает созидающим началом и про­видением. Он творит (сотворил) природный мир и человека, власт­вует над тем, что создано им. Во-вторых, человек обладает духовной свободой и свободой на Земле среди других людей. Он может позна­вать природу, преобразовывать ее в своих интересах, развивать сферы своей жизни и деятельности, улучшать быт, уровень и качество жиз­ни. В овладении природой и самим собой, общественными процесса­ми у человека большие возможности. Но они предопределены и как бы санкционируются Богом, его волей. Достигает больших успехов в жизни человек с верой в Бога. Таким людям Бог помогает, готовит их к райской жизни после физической смерти, когда душа человек продолжает жить.

В вероучении ислама много общего с христианской теологией и философией. Специфика состоит в ином сопряжении ислама с жизнью людей, с особенностями прежде всего арабской культуры, а также культурой тех народов, где данное вероучение получило распространение. Ислам (или мусульманство) возник в VII веке на базе иудаизма христианства. Основными разновидностями исламского вероучения являются суннизм и шиизм. Абсолютным Богом признается Аллах. Он также творец всего существующего, непознаваем или частично позна­ваем, выступает единственной властвующей верховной силой над человеком и природой. Важной особенностью философии ислама выс­тупает объяснение строгости соблюдения догм и норм культа, а также отсутствие различий между светской и духовной властью в обществе. Некоторые представители ислама и его философии предлагают сегодня «исламский путь» как способ «чистой», «истинной» жизни людей; как преодоление кризисных процессов в мировом сообществе и решение глобальных проблем. Сравнивая данное предложение с христианским пониманием рая или буддистской нирваной, можно отметить, что оно ближе к самой жизни общества, к образу жизни человека. Но при этом не учитывается принцип свободы совести как одно из великих завое­ваний Нового времени и современности. Насаждение ислама как пути и способа жизни людей неизбежно приведет к массовому насилию, к нивелировке или уничтожению других национальных культур, к подчиненному их положению по отношению к исламской культуре. Таким образом, современная религиозная философия много вни­мания уделяет проблемам бытия, подчиняет познавательную дея­тельность божественной воле и провидению. Данное внимание объ­ясняется необходимостью постоянного напоминания о Боге как о первичном, абсолютном и творческом начале всего бытия и матери­ального бытия, в частности. Человек в религиозной современной фи­лософии трактуется достаточно свободным и самостоятельным в природном и социальном мире, но зависим от Бога как от своего творца и Абсолюта. Он познает мир, согласуя познание с религиозной верой. Более последовательно и полно проблемы гносеологии представлены в позитивизме и герменевтике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: