На страницах этой книги подчеркивается, что наука об управлении, как и всякая наука, находится вне сферы морали. «Хорошей» или «плохой» она становится только в свете ценностных суждений того, кто ею пользуется, — с точки зрения его отношения к целям и методам. Знание дает человеку силу — но... силу творить либо добро, либо зло. Взрыв атомной бомбы — это продукт тех же физических знаний, благодаря которым атомную энергию можно использовать для производства электричества.
Знания об управлении стоят вне морали и в еще более глубоком смысле, поскольку это знания о том, как манипулировать другими людьми — как заставить их сделать то, что вам нужно. Наука об управлении указывает приемы воздействия на поведение людей. Чтобы выполнить какую-либо программу, администратор постоянно старается предвидеть последствия конкретного образа действий и поступать так, чтобы вызвать желательное для него поведение людей и предотвратить нежелательное поведение. Лишь этим реалистический план отличается от смутного пожелания.
|
|
Одной из основных ценностей западной цивилизации всегда было достоинство отдельного человека. Полностью выразить смысл этой ценности непросто, но помимо прочего она, несомненно, означает, что людьми нельзя манипулировать как марионетками на веревочках. В бюрократической организации, где только «кукловод» выигрывает от достижения поставленных перед организацией целей, а все остальные члены организации несут потери, эффективность в достижении цели неизбежно умаляет достоинство человека.
Следовательно, уважение к достоинству человека проявляется только в такой управленческой ситуации, когда все участники так или иначе выиграют в случае, если поставленные перед организацией цели будут достигнуты. Управление в такой ситуации может стать «сотрудничеством» в широком смысле. Оно может стать непрерывным процессом взаимодействия, когда реакция со стороны потребителей и всех членов организации будет оказывать влияние на план действий столь же часто, как и замыслы «босса» по сознательному манипулированию.
Тем не менее нам не следует делать успокаивающих (и ошибочных) выводов о том, что сотрудничество такого рода — всегда самый эффективный способ достичь целей, поставленных перед организацией; это верно лишь в тех случаях, когда цели организации определены достаточно широко, чтобы охватить ценности всех членов организации. Такая убежденность в некоем предопределенном гармоничном единстве администрации, уважающей человека, с администрацией, которая имеет высокие рабочие показатели в обычном смысле, портит в остальном глубокие работы Элтона Мэйо и других представителей так называемой группы Готорна[19].
|
|
Конечно, в том, что «демократическое» управление, допускающее широкое участие служащих в принятии решений, продуктивнее, чем «автократическое» или «патерналистское», есть зерно истины. По крайней мере в нашем обществе «демократические» методы управления имеют очень большое значение для укрепления морального духа и привлечения служащих к принятию решений. Однако мало оснований полагать, что здесь достигнута полная гармония. Наоборот, каждый администратор сталкивается с ситуациями, когда эффективность, действенность каких-то мер требует некоторого ущемления нежелания человека, чтобы им манипулировали как простым орудием. Администратору приходится сталкиваться и со множеством ситуаций, когда наряду с общностью целей проявляется и противоречие между ними, как, например, более высокое жалованье служащим — против более экономичного обслуживания налогоплательщиков.
Никакое знание приемов управления не освободит администратора от необходимости делать моральный выбор — выбор, связанный как с целями и методами организации, так и с его отношениями с остальными людьми в организации. Его этический кодекс — это такая же важная часть его «багажа» администратора, как и умение хорошо управлять, и никакая «наука» об управлении, сколько бы он ею ни занимался, не привьет ему этого кодекса.