Исследования по административному управлению преследуют две цели, которые в теории можно разделить, но на практике они чаще всего смыкаются. Эти исследования могут быть посвящены, во-первых, изучению поведения людей, работающих в организациях, а во-вторых, — практическим рекомендациям относительно того, как эффективнее организовать работу учреждения. Несомненно, что так же, как врачебная практика развивается лишь настолько быстро, насколько быстро прогрессирует научное знание о человеческом организме и его функциях, так и методы эффективной организации управления должны опираться на правильную теорию человеческого поведения в организации.
Изучение поведения в организациях
Хотя в социальных науках необходима и достижима такая же объективность, как и в естественных науках, на практике оказывается, что ее гораздо труднее достичь. Нелегко добиться того, чтобы позиции и желания исследователей были скрыты, не играли активную роль. В большинстве трудов по административному управлению хаотично переплетаются «биология» и «медицина» управления, а моральные оценки авторов примешиваются к положениям, которые они формулируют.
|
|
Острая дискуссия развернулась вокруг вопроса о том, что входит в компетенцию административного управления — анализ организационных проблем или консультирование должностных лиц. Исторически оно всегда занималось и тем, и другим. И именно так и должно быть при условии, что объективные и научные аспекты вопроса не смешиваются с ценностными моментами и что совет относительно того, как достичь тех или иных ценностей, опирается на объективную науку о поведении в организациях.
Предмет данной книги — это в основном управление как наука, наука не в смысле той точности, какой достигла физическая наука, а наука в смысле объективного понимания явлений без смешения фактов и ценностных установок. Этот упор на фактической стороне не означает, что мы недооцениваем значения ценностей. Он просто отражает наше убеждение в том, что квалифицированный практик достигает желаемых целей, каких бы то ни было, путем полного овладения теми явлениями, с которыми он имеет дело, и ясного объективного понимания их «поведения».