Для объяснения поведения в организации важно выявить предпосылки, на основе которых служащие ведут себя определенным образом, т. е. критерии или ориентиры, которые служащие используют для того, чтобы свести множество возможностей к единственному реальному действию. Прежде чем администратор игровой площадки решит заказать новую теннисную сетку, он, вероятно, обдумает такие моменты: (а) насколько изношена старая сетка и не развалится ли она окончательно с минуты на минуту? (б) насколько интенсивно используются теннисные корты и можно ли несколько дней обойтись без одного из них? (в) установил ли руководитель отдела досуга какие-то правила относительно сроков замены спортивного инвентаря? Решится ли администратор игровой площадки заказать новую сетку или нет, зависит от его ответов на эти и другие вопросы.
При объяснении поведения действующего лица с точки зрения «предпосылок» мы в первую очередь интересуемся поведением, которое осознанно и рационально. Но как уже отмечалось, многое в человеческом поведении не является ни осознанным, ни рациональным. Во многих случаях действующий субъект не может объяснить, почему он ведет себя именно таким образом; а если он все-таки дает объяснение, то последнее выступает как простое обоснование реально не осознаваемых мотиваций. Поскольку организации создаются для достижения каких-то определенных целей, при изучении управления обязательно необходимо интересоваться рациональными аспектами человеческого поведения. Но когда нам предстоит объяснять неудачи организации, равно как и ее успехи, мы должны также понять подсознательные мотивы поведения. В одном из последующих разделов этой главы будут рассмотрены некоторые из них; пока же сделаем акцент на таком поведении, которое может быть классифицировано как проявление намеренного и целенаправленного выбора.
Пристальное изучение предпосылок, лежащих в основе любого управленческого выбора, покажет, что их составляют два различных вида элементов: ценностные элементы и практические элементы. Условно говоря, различие между ценностными и практическими элементами соответствует различию между целями и средствами. Прежде чем индивидуум сможет рационально выбрать одно из нескольких направлений действия, он должен спросить самого себя: «В чем моя цель?» и «Какое из направлений лучше соответствует этой цели?»
Пример ценностных элементов, которые придется принимать во внимание администратору игровой площадки при решении дисциплинарных проблем, мог бы быть таким: «Состоит ли цель отдела организации досуга в том, чтобы предоставлять полезные развлечения только нормальным, уравновешенным детям, или отдел должен брать на себя какую-то ответственность за то, чтобы помочь «трудным» детям? Если необходимо учитывать обе цели, то какая относительная значимость должна быть придана каждой из них?» Пример практических элементов мог бы быть следующим: «Что произойдет с Джоном, если я отправлю его домой? А если я разрешу ему здесь остаться, не окажется ли его непослушание заразительным для других детей?» Первый круг вопросов подразумевает ценности и предположительно должен решаться в соотношении с целями организации. Второй круг вопросов — чисто практический, хотя ответы на них могут быть и не вполне очевидны и порой требуют серьезных размышлений и «здравого смысла».
Было бы очень полезно и удобно, если бы предпосылки административного выбора всегда можно было бы четко разделять на ценностные и практические. К сожалению, четкое разделение этих двух видов предпосылок обычно невозможно. Почти каждая ценностная предпосылка содержит в себе некоторый практический элемент — и он не может быть полностью исключен, потому что в большинстве своем намерения или цели представляют собой, по крайней мере отчасти, средство для достижения более отдаленных целей, а не самоцель. Например, запрашивая бюджетные ассигнования, отдел организации досуга может аргументировать это таким образом: игра для детей — не просто самоцель, но и важное средство подготовки к будущей полезной деятельности во взрослом возрасте. Таким образом, бюджетный вопрос — это вопрос ценностей, но он имеет и практическую сторону: насколько сильное воздействие игровая активность ребенка реально окажет на его последующее поведение как взрослого человека.
Эту сложную проблему разделения ценностных и практических элементов при осуществлении выбора невозможно детально исследовать в данной книге. Для нас будет достаточно, если читатель поймет, что оправдание любого выбора зависит, во-первых, от целей, которых нужно достичь, и, во-вторых, от обоснованности конкретного образа действий, избранного для осуществления этих целей. Объявленные цели или задачи административного выбора в дальнейшем будут рассматриваться как средство достижения более отдаленных целей[20].






