Люди, столкнувшись с проблемой выбора, не могут справиться с реальностью во всей ее сложности и прибегают к некой упрощенной ее модели. Например, невозможно проследить все ближайшие и долгосрочные последствия программы управления экономическим сотрудничеством. Назовем лишь одно такое не прослеживаемое последствие из бесконечного их множества: какое влияние эта программа окажет на рождаемость в Европе и как она скажется на положении военнослужащих 20 лет спустя? В любой реальной ситуации мы не можем делать каких-либо абсолютных выводов, а только выводы в пределах предвидимости и предсказуемости последствий. Непредвиденные последствия масштабных правительственных программ вполне могут в ретроспективе показаться такими же важными или даже еще более важными, чем те, которые учитывались при решении.
Но упрощение реальности принятия решений обычно простирается еще дальше. Таким дальнейшим упрощением, которое очень часто делается, является разделение последствий программы на три части: (1) те последствия, которые преследуются или избегаются, — позитивные и негативные ценности, подлежащие сравнению при оценке результатов; (2) те последствия, к которым лица, принимающие решения, относительно безразличны; для них не имеет большого значения, осуществятся эти последствия или нет; (3) альтернативные последствия, от которых, проводя эту программу вместо другой, они вынуждены отказаться, — это то, что экономисты называют вмененные издержки (или издержки выбора).
|
|
Мы проиллюстрируем эти различия несколько упрощенным примером. Муниципальный совет предлагает построить водоочистную станцию. (1) Результатом, с точки зрения которого совет будет оценивать это предложение, может быть улучшение качества питьевой воды. (2) Для оценки результата может не иметь большого значения, завозится ли песок для фильтров грузовиками или баржей. (3) Совет может измерять вмененные издержки этого проекта с точки зрения ассигнования фондов, которые иначе могли быть использованы на ремонт улиц или остаться у налогоплательщиков.
Нужно подчеркнуть, что эти различия результата не логические, а психологические. Под какую категорию подпадает результат, будет зависеть от того, какими ценностями руководствуется лицо, принимающее решение. Улучшение питьевой воды муниципальный совет может считать важным, а человеку, который покупает родниковую воду в бутылках, возможно, это все равно. Способ доставки песка для совета — вопрос второстепенный, но это далеко не безразлично владельцу баржи. Совет может рассматривать поступающие от налогоплательщиков деньги как издержки выбора. Но местный житель, чья доля в этом налоговом бремени невелика, может быть нейтрален к стоимости этого проекта.
|
|
Итак, различия между тремя видами результатов плана субъективны; они зависят от человека, принимающего решение. Однако различия существуют в реальном процессе принятия решений в администрации, и этот факт делает их существенными для понимания практики управления и идеологии современной теории управления.
Теперь посмотрим, насколько эффективно решение. Эффективность его можно определить как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат. Решение можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при заданных вмененных издержках или если заданный результат получен при самых низких издержках выбора.
С точки зрения этого определения, если бы наш предполагаемый совет рассматривал три альтернативных плана постройки водоочистной станции стоимостью в 1 млн долл. каждый, то эффективным был бы тот вариант, который позволял бы получать воду самого высокого качества. И наоборот, если бы совет рассматривал три варианта, каждый из которых предусматривал строительство станции с одинаковым уровнем очистки воды, то эффективной станцией была бы признана наиболее дешевая из них.