В этой главе мы рассмотрели сложную схему отношений, которые связывают индивидуума с организацией и делают его поведение частью поведения организации. Положение служащего в организации меняет поведение индивидуума, поскольку одни практические и ценностные предпосылки, лежащие в основе его выбора и его решения, сменяются на другие. В результате своего прихода в организацию он работает во имя иных целей и руководствуется иными представлениями о том, как достичь этих целей, чем если бы он находился в какой-то другой среде.
Но служащий как индивидуум — никоим образом не марионетка в руках организации. Его поведение управляется и управляемо только в довольно узких пределах. Широкий комплекс воздействий в прошлом и настоящем, коренящихся вне организации, и особенно вне ее формальных планов, играет свою важную роль в определении реального поведения.
Организация наталкивается не только на индивидуальное, но и на групповое сопротивление своему воздействию. В той степени, в какой служащие являют собой социальные существа, они очень восприимчивы к своему непосредственному первичному трудовому коллективу, который таким образом становится важным каналом влияния организации. Лишь в последние годы было уделено адекватное внимание роли таких рабочих групп, в которых происходит непосредственное общение, и их значению для управления. Именно к теме лояльности группе и ее роли в управлении мы обратимся далее.
Глава 11. Оценка управления:
Эффективность
В предыдущих главах мы описывали собственно организации и то, что в них происходит. В этой и следующих главах проанализируем то, что люди имеют в виду, сравнивая организации или процедуры, т.е. проанализируем некоторые из критериев эффективности и ответственности. В этой главе мы рассмотрим эффективность, в двух следующих — ответственность.