Необходимость сделать выбор фокусирует внимание на определенных желательных и нежелательных результатах. В качестве целей, или задач, рассматривается достижение желательных и избежание нежелательных результатов с использованием различных средств. Однако в отношении оценки этих средств нет критериев предпочтения, кроме одного — в какой степени один набор средств связан с большими допустимыми издержками, чем другой. Этот путь ведет точно к тому же определению эффективности, как и то, что было дано ранее.
При каких обстоятельствах мы будем пользоваться таким образом определенной эффективностью в качестве критерия выбора плана? Для этого необходимы два условия.
Людские и материальные ресурсы (средства), которые предполагается использовать, должны быть ограничены. (Например, если правительственные фонды используются для проведения в жизнь программы восстановления Европы, то ресурсы, закупленные на эти фонды, не могут использоваться на другие правительственные программы или для потребления в Соединенных Штатах. Вот что подразумевается под термином «вмененные издержки»). Если отвлечься от вмененных издержек, то человек, осуществляющий выбор, нейтрален к способу использования ресурсов. Конечно, при условии, что с их помощью максимизируется результат. (Например, не имеет значения, тратит ли свое время конкретная группа служащих Управления экономического сотрудничества на подготовку писем или изучение статистических отчетов, если именно это их занятие больше способствует восстановлению Европы, чем их занятие чем-то другим).
Если бы лицо, принимающее решение, не было ограничено в средствах, то при использовании можно было бы ориентироваться только на максимизацию чистых результатов, не принимая во внимание критерий вмененных издержек. Оно делало бы свой выбор, учитывая уровень достигнутого эффекта, а не уровень результатов по отношению к произведенным затратам.
Если объем используемых средств небезразличен, то при оценке альтернативных вариантов учитывалась бы не только общая величина необходимых ресурсов, но и конкретный способ, которым эти ресурсы используются. Если бы человек, принимающий решение, считал, например, что правительственные подрядчики должны платить повышенную заработную плату, то он не занимал бы нейтральной позиции между двумя вариантами, один из которых предполагает контракт с фирмой, выплачивающей заработную плату ниже принятого уровня.
Конечно, если второе условие не соблюдается, если наш принимающий решение не безразличен к используемым средствам, то он всегда может подправить своей критерий эффективности, расширив понятие «результаты». Например, он может включить в «результаты» тот эффект, который осуществляемый план оказал на здоровье и самочувствие его служащих или на заработную плату служащих его подрядчиков, если именно это ему не безразлично. Но тем самым он постепенно соединяет критерий эффективности с более широким критерием рациональности и эти два термина снова становятся синонимичными. Критерий эффективности упрощает процесс принятия решения только в том случае, если действительно имеется широкий спектр последствий, которые он готов рассматривать (по крайней мере приблизительно) как нейтральные средства.






