Для того чтобы определить, согласны ли мы с целями, лежащими в основе управленческого решения или программы администрации, нужно выяснить, чьи ценности лежат в их основе. Откуда у ведомства эти конкретные цели, которые оно стремится достичь, интересы каких групп оно отстаивает? Почему Управление экономического сотрудничества стремится содействовать восстановлению Европы и международной торговли? Оно при этом следует указаниям Конгресса, выполняет поручение Президента или находится под влиянием определенной группы людей? Или же цели программы формировались как-то иначе? Когда вопрос ставится таким образом, то мы касаемся здесь проблемы ответственности. Пока отложим обсуждение этого вопроса до следующей главы.
Второй аспект оценки можно назвать оценкой рациональности программы или плана. Рациональной можно назвать программу, в основе которой заложены реальные (действительные) данные, способствующие достижению поставленной цели. Допустим, что программа управления экономического сотрудничества стремится содействовать восстановлению Европы и международной торговли, и она рациональна, если действительно будет содействовать достижению этих целей.
|
|
Любое утверждение о том, «рациональна» или «нерациональна» управленческая деятельность, спорно, если мы не уточним, какие именно цели мы преследуем в этой деятельности. Скажем, согласно программе управления процессом экономического сотрудничества мы временно удовлетворим наиболее острые нужды в Европе, но нет возможности долговременно поддерживать оживление или возрождение торговли. Программа считалась бы рациональной, если бы оценивалась с точки зрения временных успехов, и нерациональной, если бы оценивалась в долгосрочном плане.
В научной литературе, посвященной проблемам управления, много путаницы из-за отсутствия четкой формулировки критериев, по которым оценивается рациональность конкретных решений или программ. Подчас авторы считают, что оценивают рациональность управления, тогда как в действительности они высказывают согласие или несогласие с отдельными ценностями программы. И в таких случаях путаница лишь увеличивается.