Проанализируем механизмы неформального контроля над администрацией. Совокупность механизмов формального контроля — судебных, законодательных и иерархических оставляет немалый простор для свободы действий. Даже под воздействием всех перечисленных механизмов контроля люди, работающие в административных организациях, не превращаются в марионеток, которых кто-то дергает за ниточки. Сотрудник, к которому вы обратились за информацией, остается человеком: он может улыбаться вам, а может смотреть с недовольством и раздражением; может помочь вам заполнить нужную форму документа, а может предложить сделать это самому; он может попытаться объяснить вам причины какого-то обременительного требования, а может сказать: «Выполняйте его, иначе ничего не получится».
Полицейский-регулировщик все время совершает моральный выбор: кому сделать предупреждение, а кого вызвать в суд за нарушение правил уличного движения. Составитель конкретных программ обладает (в пределах процедур и факторов подотчетности) немалым пространством для выбора: перекладывать бремя ее выполнения на клиентов или на служащих учреждения. Составитель анкет может иметь значительный простор для выбора: какую информацию запрашивать и какой объем сообщений требовать от респондентов.
Типы неформального контроля
Рассмотрим механизмы неформального контроля. Для этого зададимся вопросом: откуда администратор или служащий черпает ценностные предпосылки своих решений, если они не привносятся процедурами формальной подотчетности. В каком-то смысле мы будем возвращаться к нашему отправному пункту, когда впервые был поставлен вопрос о том, как индивидуумы ведут себя в организациях. В данной главе мы попытаемся вспомнить весь ход наших рассуждений о воздействиях на поведение, но сосредоточим внимание на тех из них, которые представляются наиболее важными для привнесения ценностных предпосылок в решения.