Механизмы неформального контроля

Проанализируем механизмы неформального контроля над адми­нистрацией. Совокупность механизмов формального контроля — судебных, законодательных и иерархических оставляет немалый простор для свободы действий. Даже под воздействием всех пере­численных механизмов контроля люди, работающие в администра­тивных организациях, не превращаются в марионеток, которых кто-то дергает за ниточки. Сотрудник, к которому вы обратились за информацией, остается человеком: он может улыбаться вам, а может смотреть с недовольством и раздражением; может помочь вам заполнить нужную форму документа, а может предложить сде­лать это самому; он может попытаться объяснить вам причины ка­кого-то обременительного требования, а может сказать: «Выпол­няйте его, иначе ничего не получится».

Полицейский-регулировщик все время совершает моральный выбор: кому сделать предупреждение, а кого вызвать в суд за нару­шение правил уличного движения. Составитель конкретных про­грамм обладает (в пределах процедур и факторов подотчетности) немалым пространством для выбора: перекладывать бремя ее вы­полнения на клиентов или на служащих учреждения. Составитель анкет может иметь значительный простор для выбора: какую информацию запрашивать и какой объем сообщений требовать от респондентов.

Типы неформального контроля

Рассмотрим механизмы неформального контроля. Для этого за­дадимся вопросом: откуда администратор или служащий черпает ценностные предпосылки своих решений, если они не привносятся процедурами формальной подотчетности. В каком-то смысле мы будем возвращаться к нашему отправному пункту, когда впервые был поставлен вопрос о том, как индивидуумы ведут себя в организациях. В данной главе мы попытаемся вспомнить весь ход наших рассуждений о воздействиях на поведение, но сосредоточим внимание на тех из них, которые представляются наиболее важными для привнесения ценностных предпосылок в решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: