Нужно заметить, что сметы, которые лежат в основе формирования бюджета, по своей природе являются и прогнозами, и планами. Фактически, когда обычно формируется бюджет, то редко когда можно четко определить границу между ними. Они являются прогнозами, как бы косвенно говоря: «Если вы хотите осуществить такую-то административную программу, то вы должны ассигновать на нее столько-то».
Планами они являются постольку, поскольку как бы косвенно говорят: «Мы предлагаем провести такую-то административную программу».
Существует тесная связь между рациональным основанием составления бюджета и теорией эффективности. Принять рациональное решение по бюджету можно в том случае, если одобряются:
(1) цели правительства и соответственно важность этих целей и (2) оптимальный способ ассигнования дефицитных средств с целью максимизировать достижение этих целей.
В наши дни при реальном составлении бюджета эти две разные группы вопросов редко явно разделяются. Административная структура, которая готовит сметные предложения, рассматривает свои заявки как расчеты своих потребностей. Существует поразительно всеобщая неспособность признать, что эти «потребности» ведомства относительны. Если оно приняло расширенную программу, то ему нужно больше денег, а если программа сокращена — меньше. Строить расчеты на понятии «потребности», как обычно делается, — это значит давать спорное обоснование тому, какие цели важны и в какой мере большие или меньшие расходы повлияют на достижение целей.
|
|
Некоторые профессиональные объединения, отождествляемые с какими-то правительственными целями, даже уточняют минимальные суммы, которые соответствующие ведомства должны израсходовать. Например, американская ассоциация библиотекарей и национальная ассоциация оздоровительных учреждений заявляют, что муниципалитет должен тратить определенные суммы на душу населения соответственно на библиотеки и оздоровительные учреждения. Неудивительно, что прилагаются также усилия для установления минимальных уровней расходов; мы же хотим, чтобы библиотекари считали важными массовые библиотеки, а руководители оздоровительных учреждений были бы убеждены в ценности отдыха и спорта. Удивляет же именно то, что такие предложения по расходам формулируются как технические оценки при явном непонимании, что в каждом таком предложении заключен ряд оценочных суждений относительно значимости расходования дефицитных ресурсов на достижение определенных целей.
Из-за распространенности такого непонимания и из-за трудностей при объективной оценке результатов и эффективности правительственных работ составление бюджета, как оно на практике проводится, очень сильно отходит от лежащих в его основании разумных суждений. В рациональных терминах составление бюджета — это процедура, направленная на эффективное распределение дефицитных ресурсов для достижения ценностей, относительно которых достигнуто соглашение. На практике составление бюджета — это процедура, которая порождает некое отношение между расходами и доходами правительства и путем сложного процесса переговоров и заключения соглашений (в какой-то мере наугад) сосредоточивает разнообразные политические и прочие влияния на структуру расходов.
|
|
Это не значит, что бюджетные процедуры неважны или должны быть упразднены. Процедурные недостатки в основном обусловлены сложностью и непоследовательностью системы ценностей, заключенной в демократическом процессе, и трудностями оценки эффективности.