Разграничение между ценностными предпосылками «потребностей личности» и «политической и социальной философии» произвольно. Авторитарная личность может в философских терминах обосновывать свой авторитаризм. Напротив, последователи фрейдовской психологии считают, что любая политическая или социальная философия есть просто обоснование некоторых потребностей личности.
Не принимая чью-либо сторону в этом споре, мы хотим обсудить определенные взгляды, будь то философские или рационализирующие, которые имеют серьезное отношение к ценностным суждениям. Под «философией» мы понимаем общие воззрения индивидуума, его мнение о роли правительства и о взаимоотношениях с ним, об обязательствах индивидуума по отношению к людям, работающим в правительстве.
Существуют некие общие этические взгляды, которые разделяют все. Большинство согласно с такими присущими обществу в целом этическими нормами, как честность, справедливая игра, достоинство личности и т.д. Без таких норм демократия была бы невозможна, потому что многие люди не проявляли бы желания принимать политический вызов, победа на выборах была бы более важной, чем соблюдение норм избирательного процесса.
Вокруг сферы действия этих общих взглядов есть другие сферы, где существует некоторая степень согласия, но никоим образом нет единодушия, и есть еще сферы, где люди придерживаются широчайшего спектра взглядов. Особенно важны для поведения администрации этические взгляды 1) на ответственность и 2) на роль правительства в экономике.
Взгляды на ответственность. В предыдущей главе мы определили ответственность как восприимчивость к ценностям, а подотчетность как реализацию этой ответственности. Но восприимчивость может быть более широкой, чем подотчетность. Люди могут воспринимать конкретные ценности, даже если никто их к этому не принуждает. В частности, в стране, где демократические ценности преобладают, большинство людей, занимающих государственные должности, чувствуют, что в своих решениях они обязаны быть восприимчивы к демократическим ценностям. Они могут использовать их как основу своих решений, совершенно не испытывая воздействия законодательной власти, суда или своих начальников. Трудность состоит в том, что даже если администратор искренне желает подчиниться «воле народа», ему придется испытать много тревог и сомнений, чтобы узнать эту волю; и то, где он ее обнаружит, будет зависеть от его собственного понимания демократии, т.е. от его собственных ценностей.
1) Законодательные намерения. Возьмем администратора, который твердо верит в право большинства принимать любой закон. Этот администратор стал бы искать «волю народа» в действиях его представителя — законодательной власти, скажем, во время комитетских слушаний и дебатов в зале заседаний, надеясь таким образом «заполнить разрывы» и преодолеть двусмысленности статута, в соответствии с которым он работает. Нет ничего необычного в том, что много времени и сил федеральные учреждения посвящают изучению материалов комитетских слушаний, чтобы узнать законодательное намерение, которое привело к включению конкретных пунктов в закон.
Выявление намерений законодательной власти в значительной степени оказывается химерой. Во-первых, слушания часто столь же двусмысленны, сколь и сами законы. Например, Закон 1948 г. об экономическом сотрудничестве предусматривал, что выбор между прямыми дотациями странам — участницам плана Маршалла и кредитами, которые должны быть возвращены, «будет зависеть от характера и цели помощи и от того, существует ли приемлемая гарантия возврата на основе способности страны осуществить подобные выплаты...» Здесь в одной фразе присутствуют два разных критерия, которые могут привести к сильно отличающимся друг от друга решениям относительно того, когда нужно требовать возврата кредитов. Но на комитетских слушаниях и в докладах комитета по законопроекту те же самые два критерия упоминаются без какого бы то ни было четкого указания, когда должен применяться один критерий, а когда — другой.
Вторая трудность при выявлении намерений законодательной власти состоит в том, что на слушаниях четко формулируются только мнения конкретных приглашенных или конгрессменов, а в докладах комитета — только взгляды комитета. Крайне опасно полагать, что эти мнения и взгляды представляют «коллективный» взгляд законодательной власти. В конечном итоге законопроект сам по себе есть только средство, с помощью которого намерения всей законодательной власти могут быть выражены как нечто отличающееся от индивидуальных намерений комитетов и их членов.
2) Воля народа. Возьмем другого администратора, столь же приверженного демократии, который не доверяет законодательной власти, подозревая ее в том, что она контролируется влиятельными частными лицами, и пытается выявлять волю народа в каком-то ином направлении. В случае с фальсификацией протоколов PEA, рассмотренном в одной из предыдущих глав, должностные лица PEA, ответственные за сокрытие фактов, полагали, что защищают общественную волю от нападок одного из законодателей.
Здесь трудность, как и при выявлении законодательного намерения, вытекает из неосязаемого характера «воли народа». В рамках демократии существуют определенные процедуры осуществления партийной деятельности, выборов, законодательства, действий исполнительной власти, а иногда — осуществления инициатив, референдумов и права отзыва. Посредством этих процедур граждане воздействуют на направление действий своего правительства. Сложно понять, какое реальное значение может быть придано словам «воля народа», кроме как значения итога (каким бы он ни был) этих политических процессов.
Проведение неофициальных опросов общественного мнения, наподобие опросов Гэллапа, привело к идее о том, что может существовать воля народа, которую администраторам следует воспринимать отдельно от решений законодательной власти. Когда законодательные действия вступают в конфликт с общественным мнением, полученным в результате опроса, некоторые администраторы считают, что они вправе не принимать во внимание законодательную власть (если это можно сделать безопасно) и следовать «общественному мнению».
Администрация строительства в долине реки Теннесси (ACT) также основывала свои мнения на выявлении воли народа отдельно от законодательного выражения этой воли. Идея ACT состояла в том, что «простые люди», т.е. те, кто охватывается той или иной программой, должны непосредственно участвовать в формулировании политики, в частности, когда клиенты могут передать некоторые из своих ценностей административному учреждению. Процедуры ACT на деле и привели к такому результату. Но следует ли рассматривать взгляды столь влиятельных клиентов как выражение «воли народа» — трудный вопрос, как со смысловой, так и с этической точки зрения.
3) Социальный интерес. Другие администраторы могут не согласиться с тем, что вообще существует какой-либо политический процесс, который реально отражает волю народа, и станут искать в своем собственном сознании ориентиры, указывающие на «социальный интерес». Если допустить, что воля народа должна определять действия правительства, в качестве средства для выявления этой воли такие люди будут доверять главным образом самоанализу.
Работник муниципальной библиотеки, принимающий решение об ассортименте книг для нее; социальный работник, дающий рекомендации о воспитании ребенка; директор арендного бюро, рассматривающий заявление об увеличении квартплаты, — все они выносят ценностные суждения в пределах, которые установлены расплывчатыми общими законодательными и административными инструкциями. В той мере, в какой эти люди отождествляют себя с конкретными социальными ценностями, они будут черпать из них понимание социального интереса, которое привнесут в свои решения.
Конечно, когда смотришь в зеркало, видишь свое отражение. Восприимчивость к социальному интересу — это восприимчивость к своим собственным ценностям и взглядам на социальные проблемы. Тем не менее эта восприимчивость создает немаловажный канал, посредством которого ценности, разделяемые всем обществом или значительной его частью (либо теми кругами общества, из которых набраны конкретные группы администраторов), входят в административные решения.
4) «Естественный закон». Несколько в стороне от понятия «воля народа» лежит суждение о том, что желания народа несущественны для определения целей правительства. Здесь мы сталкиваемся с понятиями «естественного закона» о правильном и справедливом.
Понятия «естественного закона», даже утверждаемые как ограничители превосходства «воли народа», представляют собой важный компонент политической традиции нашей страны. Самое значительное из них — вера в естественные права индивидуумов, которые не могут быть нарушены даже большинством: право использовать свою собственность и право на свободу слова, вероисповедания и собраний.
Администраторы и правительственные служащие, подобно другим людям, живущим в нашем обществе, имеют определенные понятия о демократии и, следовательно, подготовлены к восприятию тех ценностей, которые, по их мнению, узаконены демократическим процессом. В той мере, в какой для администратора демократия означает формальные процедуры судопроизводства, законодательства и иерархии, его демократические взгляды сделают его восприимчивым к этим процессам даже за пределами их воздействия на него с целью добиться формальной подотчетности. Если администратор придерживается определенного представления о воле народа, о всеобщем интересе или естественных правах, которые выходят за рамки формальных политических процессов, его демократические взгляды могут сделать его менее восприимчивым к судебной, законодательной и иерархической подотчетности и способным оказать ей сопротивление. Любая политическая мера, которая предписывается администратору, будет им истолкована и осуществлена в его понимании законности. Если администратор относится к статуту как конечному выражению воли народа, он приложит все усилия, чтобы точно ему следовать. Если он считает, что есть иные средства выражения воли народа, он будет отказываться от выполнения некоторых законов (например, законов, регулирующих режим воскресного дня). Исповедуя понятия «естественного закона» (например, право на свободу слова), он, вероятно, откажется признавать авторитет устава, который, по его мнению, посягает на этот высший закон.
Роль правительства. Другим примером способа, каким политическая и социальная философия входят в решения, могут служить взгляды на роль правительства, и особенно на его отношения с экономическими институтами. Основное соперничество ведут между собой «консерватизм» и «либерализм». Под «консерватизмом» мы понимаем следующие взгляды: сохранение как можно более широкой свободы частной собственности и сделок; преобладание в производстве и распределении товаров частного бизнеса; необходимость для индивидуумов «стоять на собственных ногах» при минимуме помощи от правительства; работа правительства «в манере бизнеса», обеспечение экономичности и эффективности организации. Под «либерализмом» мы понимаем следующие взгляды: необходимость значительного правительственного вмешательства в экономический механизм, чтобы предотвратить преобладание своекорыстных интересов над общественными и обеспечить экономическую демократию и справедливое распределение доходов; оказание помощи со стороны правительства слабым и неимущим, их защита; работа правительства во имя гуманных целей, уважение к личности.
Конечно, в американской политике никогда не было ясно очерченного противостояния этих двух противоположных точек зрения. И концепция «Нового курса» демократов, и «твердый индивидуализм» республиканцев равным образом вытекают и из консервативных, и из либеральных ценностей. Вопросом практической политики всегда был вопрос приоритета. Но проблема, чему отдавать приоритет — консерватизму за счет либерализма или наоборот, всегда оставалась доминирующей в американской политике на протяжении всей истории наших институтов.
Если бы борьба вокруг этой проблемы велась только на выборах или заседаниях законодателей, у нас не было бы необходимости упоминать о ней здесь. В действительности же она возникает на каждой стадии административного процесса в связи с решениями людей, которые выполняют и истолковывают закон. Администратор, работающий в консервативной политической атмосфере и заходящий слишком далеко в своих либеральных ценностях, почувствует политическое давление, равно как и консервативный администратор там, где доминирует либерализм. Но и здесь мы обнаруживаем «углы и закоулки», а иногда весьма значительный простор для действий, которые могут использоваться для реализации своих ценностей.
Можно назвать целые учреждения, где относительно доминирующей становится одна или другая точка зрения. Реконструктивная финансовая корпорация РФК и ACT представляют собой примеры федеральных учреждений, созданных примерно в одном политическом климате. Однако они осуществляли политику, в которой приоритеты в отношении консерватизма и либерализма отдавались совершенно по-разному. РФК в целом находилась под сильным влиянием консервативной точки зрения, с упором на процедуры и политические шаги «в манере бизнеса». ACT, особенно в первый период, в гораздо большей степени отражала либеральную точку зрения.
Частично это различие между доминирующими ценностями было всего лишь отражением различий в политическом давлении, которому подвергались учреждения. Но немалое значение имели также ценности, которых придерживались их главные администраторы. Не было никакой надобности осуществлять политическое давление на Джесси Джонса из РФК, чтобы заставить его смотреть на проблемы под консервативным углом зрения — он и так сопротивлялся мощному политическому давлению противоположного толка. Точно так же, не может быть никакого сомнения в том, насколько глубоко Дэвид Лилиенталь был привержен философии либерализма.
Для Конгресса очень важно быть осведомленным о взглядах высших административных лиц, поэтому он уделяет пристальное внимание назначениям на ключевые административные должности, например оппозиция консервативного Конгресса назначению Генри Уоллеса на пост министра торговли; настойчивое стремление Конгресса к тому, чтобы высшие должности в ОПА занимали бизнесмены
Но в целом процедуры назначения на посты в американском правительстве (за исключением высших постов) не ориентированы на отбор в соответствии с взглядами. Согласно теории «системы заслуг» никого нельзя даже спрашивать о его личных политических и социальных взглядах, не говоря уж об отборе на их основе. Достаточно много известно о тестировании мнений, так что через какое-то время характер бюрократии в целом, вероятно, может быть определен. Однако любые сознательные официальные усилия в выборе были бы политически неосуществимы, они вошли бы в слишком острый конфликт с общим мнением (каким бы нереалистичным оно ни было) об обязательной нейтральности государственной службы.
Тем не менее, конкретные учреждения или организационные единицы могут проявлять склонность или даже пытаться концентрировать у себя служащих, придерживающихся одной из этих точек зрения. То, что мы назвали «философией организации», отражает в большей или меньшей степени взгляды ее служащих на консерватизм и либерализм. Конкретные профессиональные группы, из которых учреждение отбирает свой персонал, могут быть активно привержены социальным взглядам того или иного типа. В одних организациях индивидуумы найдут более подходящую для себя философию, чем в других, и, следовательно, в значительной степени происходит самоотбор.
Не следует преувеличивать степень единообразия социальных позиций в правительственных учреждениях. Однако нельзя и пренебрегать значением социальных взглядов в ценностных предпосылках принятия решений и тем, в какой степени социальные взгляды индивидуума модифицируются атмосферой в организации.