Почти диаметрально противоположное предложение — сократить ответственность некоторых административных учреждений перед руководителем исполнительной власти, «вывести их из политики». Одним из часто предлагаемых методов изоляции правительственных программ от политики является передача этих программ регулирующим агентствам.
Независимое регулирующее агентство — это учреждение с «коллективным» руководителем, т.е. оно возглавляется комитетом или комиссией. Члены комиссии должны представлять обе крупнейшие политические партии. Сроки нахождения руководителей в должности обычно длиннее, чем у руководителя исполнительной власти, и эти сроки распределены так, что руководитель исполнительной власти не может назначить большинство руководителей агентства только в течение одного срока своего нахождения в должности. Назначения руководителей в агентства федерального уровня должны быть утверждены Сенатом, а отстранение от должности осуществляется только в силу точно изложенных причин. Подобные положения действуют и в отношении назначений и отстранений в большинстве агентств штатов и местных независимых агентств. Такими средствами снижается исполнительный контроль над агентством и, следовательно, его восприимчивость к ценностям руководителя исполнительной власти. Примерами независимых регулирующих агентств являются федеральная торговая комиссия, Национальное управление по трудовым отношениям, агентства на уровне штабов по предприятиям общественного пользования и городские плановые советы.
|
|
Независимые агентства часто создаются для регулирования новой сферы деятельности в экономике, исходя из следующих предпосылок: новый орган должен почувствовать свой путь и разработать новые стандарты и методы, он не должен подпадать ни под какую подотчетность, свойственную политической демократии («оставьте его в покое»), и, особенно, новый орган должен быть ответствен перед законодательной политикой, провозглашенной в его уставе, а не перед исполнительными директивами. Как отмечалось ранее, Верховный суд США в связи с одним из дел заявил, что эти агентства являются представителями законодательной, а не исполнительной власти, и что они ответственны только перед законом в том виде, каким его определил Конгресс и истолковал суд.
Мы уже видели, что подотчетность Конгрессу и суду по необходимости очень ограничена. Поэтому, если независимые агентства не нуждаются в ответственности перед руководителем исполнительной власти, не следует ли из этого, что они ответственны только перед ценностями, которых придерживаются их руководители? Опыт свидетельствует об ином. Чтобы выжить, эти организации даже больше, чем другие, должны быть восприимчивы к своим клиентам, и особенно к группам, деятельность которых они регулируют. Тогда проблема «независимости» регулирующих агентств — это очень часто проблема обеспечения независимости от регулируемых групп. У кого такая независимость может найти поддержку? Это законодательная власть и тот глава исполнительной власти, который назначает руководителей агентств, а это возвращает их обратно на ту же самую политическую арену, с которой, как предполагалось, формальная независимость должна была их вывести.
|
|
Независимые агентства часто нужны для программ «социальных услуг», равно как и для регулирующих программ. В частности, многие муниципальные библиотеки, департаменты отдыха и развлечений и даже департаменты полиции и пожарной охраны возглавляются независимыми комиссиями. Здесь давление на руководящий орган исходит из групп, заинтересованных в программе учреждения. Так, Американская ассоциация библиотек была самым активным сторонником создания библиотечных советов, Национальная ассоциация противопожарной защиты — комитетов, уполномоченных по защите от пожаров и т.д. С точки зрения этих групп, «вывести учреждение из политики» — значит передать его в руки специалистов, которые идентифицируют себя с ценностями программы. Настаивая на таком направлении действий, заинтересованные профессиональные группы, без сомнения, искренни и, без сомнения, наивны в том, что касается природы политических процессов.