Кошкины гости

Идея игры порождена злой и низкой действительно­стью, подтасовывающей ценности жизни квазиценно­стями, такими, как богатство, сила, карьера, власть.

Фабула игры донельзя проста: кошка приглашает в гости всех жителей хозяйского двора, но оставляет без внимания Поросенка, потому что тот, по её мнению, бу­дет неприятен всем гостям своей страстью к грязной лу­же и своими вечно грязными боками. Кошкина чисто­плотность не позволяет пустить в дом такого неряху.

Кошка не знает, что Поросенок именно в луже чис­тит свою кожу от насекомых - он так устроен природой.

Появляются гости в точно назначенное время, один за другим подходят к дверям и стучат. Они пришли на­рядными: на Собаке бант, Коза явилась в шляпке, Пе­тух - в красном плаще, а Воробей надел красивый на­грудник. Все они проходят мимо Поросенка, который тихо (или тихо похрюкивая) стоит недалеко от входной двери. Кошка встречает гостей, приглашает каждого вой­ти в комнаты. Там находится красное кресло. Одно. Кошка ещё не решила, кому она предложит сесть в красное кресло.

На основании этой нехитрой фабулы должен разво­рачиваться сюжет. Он непредсказуем, так как ни гостям, ни Поросенку, ни Кошке не предписано никаких дейст­вий, они свободны в выборе поведения.

Разворачивается два плана действий: первый - связан с отторгнутым Поросенком, товарищем по двору; второй ­разыгрывается вокруг красного единственного кресла.

Наблюдатели не имеют права вмешиваться в ход со­бытий. Никаких оценок не дает и педагог: игра есть иг­ра. Лишь реплики педагога, расставляющие акцент, со­действуют интенсивному осмыслению происходящего.

Очень важен этап рефлексии. Вопросы в финале за­нятий могут быть такими: как себя чувствовал во время игры? Что понял в заключение? Как относился к героям событий? Какой поворот событий показался наиболее интересным? О каком явлении жизни думал, следя за развитием событий? Рефлексию завершают высказыва­ния актеров: как они себя чувствуют после происшед­шего - сначала в образе героя, потом в образе конкрет­ного человека?

Смысл игры не в определении правильного поведения и наказании кое-кого из героев. Главное - пробу­дить духовную активность детей в осмыслении собствен­ной позиции по отношению к явлению «изгоя».

Важна роль нехитрого реквизита: детали костюмов, кресло, цветы хозяйке-Кошке; они помогают играющему спрятаться за маску, скрыть своё «Я». На самом деле, конечно, дети играют себя, проецируют в игре собствен­ный внутренний мир.

При желании игра проигрывается дважды и даже трижды, воплощая в игровом действии культурологиче­скую дискуссию всех участников.

Практикой подтверждается сильное влияние данной игры на взаимоотношения детей. Эти изменения станут видны на следующий день. Но педагог должен поддер­жать детей в их желании выстраивать новые гуманные равные отношения, иначе старые традиции «изгоев» вернутся в повседневность.

Да - нет - может быть

(У этой игры множество вариантов. Первичное авторство утеряно. Представляем вариант Обуховой Ирины Александровны)

Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти Суждения: если они хотят согласиться с высказан­ным, то направляются в ту сторону, где написано слово «Да»; В том случае, если кто-то не может согласиться с вы­двинутым суждением, этот кто-то идет в сторону слова «Нет»; а те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение «Может быть», занимают указанное место где-то посредине.

Вот мизансцена игры:

Да Может быть Нет

Играющие

ведущий

После того, как играющие произвели выбор пози­ции, можно выслушать мнения избравших позицию, ар­гументы в пользу суждения или контpaргyмeнты против суждения. А затем ещё раз предложить участникам про­думать свой выбор и сменить позицию, если они изме­нили своё решение.

Веер суждений самый разнообразный и составляется педагогом в соответствии его педагогическому замыслу.

Предлагаем примерный вариант суждений для оце­ночной реакции играющих:

- Нет прекраснее на земле существа, чем человек.

- Самое страшное существо на земле - человек.

- Главное в этой жизни - иметь деньги.

- Главное в этой жизни - быть верным себе.

- Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать.

- Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.

- Счастливый глух к несчастьям другого.

- Счастливые - самые добрые к окружающим.

Здесь предложен вариант альтернативных суждений.

Но набор суждений может состоять из однозначных суждений. Не исключается вариант, когда выдвигается суж­дение, связанное с происшествием в школе. Тогда общее

«голосование» укажет на общественное мнение в адрес случившегося.

Приведем конкретный пример из школьной жизни.

Педагог предлагает ученикам откликнуться на такое суждение: «Если тебе кажется, что человек глупый, надо пря­мо ему сказать об этом». В ходе проводимой методики выясняется, что автор аналогичного поступка уже не счи­тает себя правым в ситуации, где он назвал товарища глу­пым.

Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов жизни, но ни в коем случае не выявление так называемого «правильного» суждения. Игра много содействует развитию способности быть субъектом, осознавать свои собственные мнения и отдавать отчет в своих поступках. Добавим: у игры нет возрастных ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: