мое «я» В этой жизни
жизнь
общество
человек
социальные нормы
природа
Осознав педагогический смысл представленного продвижения школьника в общем осмыслении им ценностного содержания современной культурной жизни, определим сумму игровых методик для каждой возрастной ступени. Только при этом необходимо учесть, что игровая методика должна пройти ценностную интерпретацию, должны быть расставлены педагогические акценты, которые и раскрывают перед играющими некоторое ценностное явление жизни, предстающее перед ними в ходе игры.
Проиллюстрируем сказанное, обратимся, например, к методике под названием «Садовник»: игровая роль садовника предлагается нескольким лицам; все остальные получают роль любого садового растения «роза», «колокольчик», «гортензия» и т.д.); садовники поочередно обращаются к растениям, приглашая их в свой сад, а растения вправе согласиться либо отказать в просьбе - в зависимости от того, удается ли садовнику произнести «любимое» слово данного растения (такими словами являются речевые константы - «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините» и т.п. - они записаны на оборотной стороне карточки с именем растения); суть игры в том, сумеют ли играющие садовники все растения переселить в свой сад.
|
|
Если акцент в данной игре поставлен на этических нормах речи «вежливые» слова, то не подлежит сомнению, что такая методика предназначается для детей младших классов. Но педагогический акцент может быть перемещен на «свободу выбора», и тогда игра проводится в подростковых классах, в которых проблема межличностного общения школьников приобретает особые сложности. Передвинув педагогический акцент на «ценность автономного внутреннего мира личности», педагог использует ту же самую методику в работе со старшеклассниками.
Чтобы методики не повторялись (а дети не терпят повторений, требуют новизны), педагог составляет условное разбиение игр на возрастные периоды, обеспечивая новизну методик. Принимая во внимание смену педагогических кадров в школе, педагоги нередко производят общее единое для педагогического коллектива разбиение методик по возрастным периодам во избежание неоднократного воспроизведения одной игры в разные годы ученичества.
Рискуя быть неверно понятыми, предложим всё-таки примерное разбиение игр по возрастным ступеням. Основанием будет служить идея игры, то есть сформулированное ценностное отношение.
Выпускникам школы полезно будет проиграть серию игр под общим названием «Я - стратег своей жизни» (см. оглавление сборника). Для старшеклассников наивысший интерес представляют игры, выводящие мысль ранней юности на жизнь как объект осмысления: что такое жизнь как таковая, её закономерности, содержание жизни, средства жизни, образ достойной жизни? Поэтому для работы с ними можно смело черпать методики из разделов «Я и природа», «Я и искусство», «Я и моя социальная роль». Возможен вариант отбора: классный руководитель отбирает из разных отделов игры, содержание которых выводит юношество на общую тему «Я и мои проблемы».
|
|
Со старшим подростком полезным станет проигрывание методик из раздела «Я в обществе» и «Каким видится моё «Я».
Младший подросток обретет уверенность в себе и своей позиции, если проигрывать с ним серию игр из разделов «Я - homo sapiens», <<Я - homo moralis» и «Я - homo fabed».
Дети начальной школы, ориентированные в силу возрастных особенностей на социальные нормы, с удовольствием играют в воспроизведение ценностных норм поведения и организации жизни, поэтому для работы с ними следует отобрать серию игр по освоению правил, поведения. Но следует дополнить такое содержание разделом «Предметы вокруг меня», чтобы развивать в младшеклaсснике способность обобщения, обнаружения за предметом социального явления.
Отметим особо: если группа слабая по своему нравственному и интеллектуальному развитию, то игры из раздела «предметы вокруг меня» совершенно обязательны, иначе, не обладая умением абстрагирования, школьники с наименьшим эффектом будут воспринимать проблемное содержание других методик.
В случае если дети психологически зажаты, закрепощены строгим тоталитарным воспитанием, то следует ввести первоначальный этап - позволяющий детям выйти на свободное проявление своего «Я», чтобы почувствовать вкус психологической свободы и обнаружить интерес к каждому ученику группы. Например, игра «Театр - экспромт» обладает огромной силой влияния такого рода; веселая игра «У попа была собака» может стать фактором раскрепощения детей. Универсальным средством для такой психологической цели является музыка (при этом педагог должен уметь производить отбор музыкальных произведений, исключая мутный звуковой поток коммерциализированной сегодняшней эстрады).
Бесспорно, педагог производит индивидуальный отбор, ориентируясь на уровень общего социального развития детей, на особенность группы, на конкретные обстоятельства и особенности условий школьной жизни. Не менее важно учитывать историю отношений между детьми и педагогом, а также взаимоотношений в детской группе. Если взаимоотношения низкого уровня культуры, то, вероятно, правомерно было бы воспроизвести игры, упражняющие детей в добром открытом отношении, несмотря на то, что такого рода игровые методики планируется проводить в младшем подростковом периоде школьника. Если же предыдущие годы школьной жизни способствовали формированию добрых и уважительных взаимоотношений и дети имеют опыт таких отношений, то даже в младшем подростковом периоде данными методиками можно пренебречь и продвигаться далее по ступеньке вверх.
Короче говоря, пёстрая палитра игровых методик предоставляет педагогу полную свободу выбора, а множество таких методик позволяет ему подыскивать наиболее соответствующую его педагогическим задачам игру.
Нельзя не учитывать, что педагог способен самостоятельно создавать оригинальные игровые методики, увеличивая предложенное множество.
СОБРАНЬЕ ПЁСТРЫХ ДЕЛ» (сто игровых методик)
Разработка способа создания игровых методик беспредельно расширила возможности создавать простые игровые методики, доступные любому педагогу практику, а главное, интересные для школьников.
На протяжении короткого времени появилось несколько изданий сборников игровых методик под общим названием «Собранье пёстрых глав», с увеличивающимся количеством проверенных на практике игр 30-70-100. (Последнее издание: «Собранье пёстрых дел». Смоленск., 1998.) Игры не имеют возрастных ограничений, в них с удовольствием играют не только дети второго класса, но и юношество десятого класса. Содержательный уровень, разумеется, зависит от возраста играющих, но сущность духовной проблемы игры сохраняется при любом возрастном варианте.
|
|
Овладев способом создания игры и методикой проведения игры, педагог уже не нуждается в разработанных фабулах игры - он сам может творить красивые формы игровой духовной деятельности воспитанников. Поэтому, вероятно, очень скоро описывать игровые методики не будет надобности.
Пока такая профессиональная ситуация не наступила, мы предлагаем классному руководителю воспользоваться представленными ниже описаниями игр - тех, которые получили в воспитательной практике высочайшую профессиональную оценку, а также несколько новых методик, порожденных запросами воспитательного процесса.
Последнее проиллюстрируем. Отметив грубые столкновения школьников по поводу их расхождений во мнениях, оценках и впечатлениях от какого-либо предмета или события, мы, сформулировав идею «Любое явление многозначно, так как многомерен мир», стали искать способ её зрительно представить. Оглянувшись вокруг, мы увидели обыкновенную кружку с ручкой: если смотреть на кружку с одной стороны, тo ручку видно, а если взглянуть на ту - же кружку с другой стороны, эта кружка не имеет ручки. Так появилась игровая методика «кружка», благоприятно влияющая на взаимоотношения детей.
Наш профессиональный опыт убеждает нас в том, что любое событие в группе детей или любые социальные отклонения в отношениях детей могут корректироваться легко и незаметно посредством игровых методик. Некоторые игры создаются специально для отдельных школьников, чтобы помочь им в решении собственных проблем жизни. Заметим: прежде чем отправлять ребенка в коррекционный класс, хорошо бы педагогу организовать опосредованное корректирование хода развития этого ребенка, способом корректирования является игровая методика.
|
|
Некоторые методики выступают откликом педагога на вопросы детей, которые они ставят перед педагогом. Например, игра «Социодрама» родилась именно так: дети спросили учителя, считает ли он обязательными сложные правила этикета, и педагог пообещал ответить им на классном часе, где все вместе разыгрывали социодраму. По окончании игры педагог поинтересовался, получили ли дети ответ на свой вопрос. «Да, спасибо», - услышал от них.
В 1-ом разделе представленного сборника располагаются игровые методики, располагающиеся в контексте культурологического рассмотрения воспитательного процесса. Выход на проблему культуры повлек за собою содержательные изменения воспитания, а следовательно, не мог не сказаться и на методиках работы с детьми.
Рождение этих методик подтверждает нашу мысль о вероятной бесконечности и беспредельности формообразований игровых методик. Здесь однако важно понимать, что форма не созидается для формы и не во имя разнообразия порождаются новые формы. Педагогическая идея становится отправной точкой для возникновения интересной методики.
Несомненно, развитие нового воспитания с его новой стратегией и педагогической тактикой будет сопровождаться поисками и открытиями интересных оригинальных методик. Они уже практикуются в работе классного руководителя, который осваивает технологию создания и проведения игровых методик с детьми.
Сохраним программный подход ко всей пестрой палитре методик, представим их в определенной группировке в соответствии актуальным потребностям возраста и его социально-психологическим возможностям. Разумеется, группировка условна, она выстраивается на авторском ценностном акцентировании. Но ведь мы уже сказали, что акценты педагог может переставлять, и тогда игра попадает в другой раздел. Представим же наше условное упорядочение.
КУЛЬТУРА МОЕГО « Я»
Представленные в этом разделе методики связаны единым ключевым понятием «культура». Оно не сводится ни в коем случае к понятию «искусство» или понятию «наука». Трактовка его широкая: культурой называется вся совокупность выработанных человечеством за историю его существования материальных и духовных ценностей.
Назначение данных методик в том, чтобы содействовать осознанию школьником своей причастности к культуре, своей «вмонтированности» В контекст культуры того общества, в котором он родился и живет, а также своих возможностей влиять на содержание и характеристики культуры.
Игры помогут школьнику установить свое отношение к культуре, найти альтернативные характеристики ряда бытовых явлений, которым школьник не давал названий, ибо не знал их. В играх школьник произведет сопоставление «натуры» (природы) и «культуры», сможет обнаружить некоторые закономерности культуры (поведения, мышления, оценки), сделать первые шаги культурных действий, ранее ему не свойственные.
Педагогу следует не забывать, что культура не имеет однозначности и единого уровня для всех современников. Она многоликая и разно уровневая даже в одном поколении и в одной социальной группе, не говоря уже об обществе, стране, государстве.
Поэтому педагога не должна пугать ситуация, когда дети в предполагаемой игровой коллизии принимают решение невысокого или низкого культурного уровня.
Их решение принимается как данность. Но организуется повторный вариант сюжетного развития, он может привести к новому решению вопроса.
Впрочем, ещё раз подчеркнем: суть методик не в отыскании решения, а в инициировании осмысления проблем жизни.