Восхождение школьника в социально-личностном осмыслении ценностного содержания жизни

мое «я» В этой жизни

жизнь

общество

человек

социальные нормы

природа

Осознав педагогический смысл представленного про­движения школьника в общем осмыслении им ценност­ного содержания современной культурной жизни, опреде­лим сумму игровых методик для каждой возрастной сту­пени. Только при этом необходимо учесть, что игровая методика должна пройти ценностную интерпретацию, должны быть расставлены педагогические акценты, кото­рые и раскрывают перед играющими некоторое ценност­ное явление жизни, предстающее перед ними в ходе игры.

Проиллюстрируем сказанное, обратимся, например, к методике под названием «Садовник»: игровая роль садовника предлагается нескольким лицам; все остальные получают роль любого садового растения «роза», «колокольчик», «гортензия» и т.д.); садовники поочеред­но обращаются к растениям, приглашая их в свой сад, а растения вправе согласиться либо отказать в просьбе - в зависимости от того, удается ли садовнику произнести «любимое» слово данного растения (такими словами яв­ляются речевые константы - «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините» и т.п. - они записаны на обо­ротной стороне карточки с именем растения); суть игры в том, сумеют ли играющие садовники все растения переселить в свой сад.

Если акцент в данной игре поставлен на этических нормах речи «вежливые» слова, то не подлежит сомне­нию, что такая методика предназначается для детей младших классов. Но педагогический акцент может быть пере­мещен на «свободу выбора», и тогда игра проводится в подростковых классах, в которых проблема межличност­ного общения школьников приобретает особые сложно­сти. Передвинув педагогический акцент на «ценность ав­тономного внутреннего мира личности», педагог исполь­зует ту же самую методику в работе со старшеклассника­ми.

Чтобы методики не повторялись (а дети не терпят повторений, требуют новизны), педагог составляет ус­ловное разбиение игр на возрастные периоды, обеспечи­вая новизну методик. Принимая во внимание смену пе­дагогических кадров в школе, педагоги нередко произво­дят общее единое для педагогического коллектива раз­биение методик по возрастным периодам во избежание неоднократного воспроизведения одной игры в разные годы ученичества.

Рискуя быть неверно понятыми, предложим всё-таки примерное разбиение игр по возрастным ступеням. Ос­нованием будет служить идея игры, то есть сформулиро­ванное ценностное отношение.

Выпускникам школы полезно будет проиграть серию игр под общим названием «Я - стратег своей жизни» (см. оглавление сборника). Для старшеклассников наивысший интерес пред­ставляют игры, выводящие мысль ранней юности на жизнь как объект осмысления: что такое жизнь как тако­вая, её закономерности, содержание жизни, средства жизни, образ достойной жизни? Поэтому для работы с ними можно смело черпать методики из разделов «Я и природа», «Я и искусство», «Я и моя социальная роль». Возможен вариант отбора: классный руководитель отби­рает из разных отделов игры, содержание которых выво­дит юношество на общую тему «Я и мои проблемы».

Со старшим подростком полезным станет проигры­вание методик из раздела «Я в обществе» и «Каким ви­дится моё «Я».

Младший подросток обретет уверенность в себе и своей позиции, если проигрывать с ним серию игр из разделов «Я - homo sapiens», <<Я - homo moralis» и «Я - homo fabed».

Дети начальной школы, ориентированные в силу возрастных особенностей на социальные нормы, с удо­вольствием играют в воспроизведение ценностных норм поведения и организации жизни, поэтому для работы с ними следует отобрать серию игр по освоению правил, поведения. Но следует дополнить такое содержание раз­делом «Предметы вокруг меня», чтобы развивать в младшеклaсснике способность обобщения, обнаружения за предметом социального явления.

Отметим особо: если группа слабая по своему нрав­ственному и интеллектуальному развитию, то игры из раздела «предметы вокруг меня» совершенно обязатель­ны, иначе, не обладая умением абстрагирования, школь­ники с наименьшим эффектом будут воспринимать про­блемное содержание других методик.

В случае если дети психологически зажаты, закре­пощены строгим тоталитарным воспитанием, то следует ввести первоначальный этап - позволяющий детям выйти на свободное проявление своего «Я», чтобы почувствовать вкус психологической свободы и обнаружить инте­рес к каждому ученику группы. Например, игра «Театр­ - экспромт» обладает огромной силой влияния такого ро­да; веселая игра «У попа была собака» может стать фак­тором раскрепощения детей. Универсальным средством для такой психологической цели является музыка (при этом педагог должен уметь производить отбор музыкаль­ных произведений, исключая мутный звуковой поток коммерциализированной сегодняшней эстрады).

Бесспорно, педагог производит индивидуальный от­бор, ориентируясь на уровень общего социального раз­вития детей, на особенность группы, на конкретные об­стоятельства и особенности условий школьной жизни. Не менее важно учитывать историю отношений между детьми и педагогом, а также взаимоотношений в детской группе. Если взаимоотношения низкого уровня культу­ры, то, вероятно, правомерно было бы воспроизвести игры, упражняющие детей в добром открытом отноше­нии, несмотря на то, что такого рода игровые методики планируется проводить в младшем подростковом перио­де школьника. Если же предыдущие годы школьной жизни способствовали формированию добрых и уважи­тельных взаимоотношений и дети имеют опыт таких от­ношений, то даже в младшем подростковом периоде данными методиками можно пренебречь и продвигаться далее по ступеньке вверх.

Короче говоря, пёстрая палитра игровых методик предоставляет педагогу полную свободу выбора, а мно­жество таких методик позволяет ему подыскивать наибо­лее соответствующую его педагогическим задачам игру.

Нельзя не учитывать, что педагог способен самостоя­тельно создавать оригинальные игровые методики, увеличивая предложенное множество.

СОБРАНЬЕ ПЁСТРЫХ ДЕЛ» (сто игровых методик)

Разработка способа создания игровых методик бес­предельно расширила возможности создавать простые игровые методики, доступные любому педагогу практику, а главное, интересные для школьников.

На протяжении короткого времени появилось несколько изданий сборников игровых методик под общим названием «Собранье пёстрых глав», с увеличивающимся количеством проверенных на практике игр 30-70-100. (Последнее издание: «Собранье пёстрых дел». Смоленск., 1998.) Игры не имеют возрастных ограничений, в них с удовольствием играют не только дети второго класса, но и юношество десятого класса. Содержательный уровень, разуме­ется, зависит от возраста играющих, но сущность духов­ной проблемы игры сохраняется при любом возрастном варианте.

Овладев способом создания игры и методикой про­ведения игры, педагог уже не нуждается в разработанных фабулах игры - он сам может творить красивые формы игровой духовной деятельности воспитанников. Поэтому, вероятно, очень скоро описывать игровые методики не будет надобности.

Пока такая профессиональная ситуация не наступи­ла, мы предлагаем классному руководителю воспользо­ваться представленными ниже описаниями игр - тех, которые получили в воспитательной практике высочайшую профессиональную оценку, а также несколько новых методик, порожденных запросами воспитательного процесса.

Последнее проиллюстрируем. Отметив грубые столкновения школьников по поводу их расхождений во мнениях, оценках и впечатлениях от какого-либо предмета или события, мы, сформулировав идею «Любое явление многозначно, так как многомерен мир», стали искать способ её зрительно представить. Оглянувшись вокруг, мы увидели обыкновенную кружку с ручкой: если смот­реть на кружку с одной стороны, тo ручку видно, а если взглянуть на ту - же кружку с другой стороны, эта кружка не имеет ручки. Так появилась игровая методика «кружка», благоприятно влияющая на взаи­моотношения детей.

Наш профессиональный опыт убеждает нас в том, что любое событие в группе детей или любые социаль­ные отклонения в отношениях детей могут корректиро­ваться легко и незаметно посредством игровых методик. Некоторые игры создаются специально для отдельных школьников, чтобы помочь им в решении собственных проблем жизни. Заметим: прежде чем отправлять ребенка в коррекционный класс, хорошо бы педагогу организовать опосредованное корректирование хода развития этого ребенка, способом корректирования является игровая методика.

Некоторые методики выступают откликом педагога на вопросы детей, которые они ставят перед педагогом. На­пример, игра «Социодрама» родилась именно так: дети спросили учителя, считает ли он обязательными сложные правила этикета, и педагог пообещал ответить им на классном часе, где все вместе разыгрывали социодраму. По окончании игры педагог поинтересовался, получили ли дети ответ на свой вопрос. «Да, спасибо», - услышал от них.

В 1-ом разделе представленного сборника распола­гаются игровые методики, располагающиеся в контексте культурологического рассмотрения воспитательного про­цесса. Выход на проблему культуры повлек за собою со­держательные изменения воспитания, а следовательно, не мог не сказаться и на методиках работы с детьми.

Рождение этих методик подтверждает нашу мысль о вероятной бесконечности и беспредельности формообра­зований игровых методик. Здесь однако важно понимать, что форма не созидается для формы и не во имя разно­образия порождаются новые формы. Педагогическая идея становится отправной точкой для возникновения интересной методики.

Несомненно, развитие нового воспитания с его но­вой стратегией и педагогической тактикой будет сопро­вождаться поисками и открытиями интересных ориги­нальных методик. Они уже практикуются в работе классного руководителя, который осваивает технологию создания и проведения игровых методик с детьми.

Сохраним программный подход ко всей пестрой па­литре методик, представим их в определенной группи­ровке в соответствии актуальным потребностям возраста и его социально-психологическим возможностям. Разу­меется, группировка условна, она выстраивается на ав­торском ценностном акцентировании. Но ведь мы уже сказали, что акценты педагог может переставлять, и тогда игра попадает в другой раздел. Представим же наше условное упорядочение.

КУЛЬТУРА МОЕГО « Я»

Представленные в этом разделе методики связаны единым ключевым понятием «куль­тура». Оно не сводится ни в коем случае к понятию «искусство» или понятию «наука». Трактовка его широкая: культурой называется вся совокупность выработанных че­ловечеством за историю его существования материальных и духовных ценностей.

Назначение данных методик в том, чтобы содейство­вать осознанию школьником своей причастности к куль­туре, своей «вмонтированности» В контекст культуры того общества, в котором он родился и живет, а также своих возможностей влиять на содержание и характери­стики культуры.

Игры помогут школьнику установить свое отноше­ние к культуре, найти альтернативные характеристики ряда бытовых явлений, которым школьник не давал на­званий, ибо не знал их. В играх школьник произведет сопоставление «натуры» (природы) и «культуры», сможет обнаружить некоторые закономерности культуры (поведения, мышления, оценки), сделать первые шаги культурных действий, ранее ему не свойственные.

Педагогу следует не забывать, что культура не имеет однозначности и единого уровня для всех современни­ков. Она многоликая и разно уровневая даже в одном по­колении и в одной социальной группе, не говоря уже об обществе, стране, государстве.

Поэтому педагога не должна пугать ситуация, когда дети в предполагаемой игровой коллизии принимают решение невысокого или низкого культурного уровня.

Их решение принимается как данность. Но организуется повторный вариант сюжетного развития, он может при­вести к новому решению вопроса.

Впрочем, ещё раз подчеркнем: суть методик не в отыскании решения, а в инициировании осмысления проблем жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: