Сорняки

Игра раскрывает перед детьми очевидное, но мало осознаваемое в своей сущности - принципиальное отли­чие природного и культурного. Созданное природой имеет многотысячную историю, основание природы за­ложено много миллионов лет, в то время как культура ­это тонкий слой, легко подвергающийся снятию, унич­тожению. Культура - возделанное человеком и без человека не существует.

Две группы играющих представляют «сорняки» И «культурные растения». Группы располагаются напротив друг друга в разных сторонах игровой сцены. Ведущий описательным образом отмечает ситуацию природно - погодных условий, а «сорняки» и «культуры» изображают символическими жестами, движениями, пантомимикой, как они проживают меняющиеся условия погоды. На­блюдатели с первой же минуты видят резкие отличи­тельные характеристики в жизни и развитии этих растений.

Например:

- ведущий оповещает: «Зима. Глубокий снег» ­- «сорняки» лежат под снегом спокойно, точно также лежат спокойно «культуры», но их место в че­ловеческом доме;

- ведущий заявляет: «Солнышко пригревает, снег тает на пригорках» - «сорняки» зашевелились и начали подымать головки, в то время как «культуры» всё ещё лежат в коробке у человека;

- ведущий сообщает: «Весна. Стало тепло» - «сорня­ки начали расти бурно, а культурные растения только начал высаживать человек;

- ведущий констатирует приход лета, и наблюдате­ли видят, как бурно вырастают «сорняки» и как они начинают занимать площадь, оттесняя «культуры», а также как человеку приходится бо­роться с «сорняками»;

- а далее ведущий свидетельствует о катастрофах природы - и теперь особенно видно, как погиба­ют «культуры», но выживают «сорняки».

Ситуации можно создавать самые невероятные (проехал по грядкам грузовик, пробежала собака, упал на грядку малыш и т.д.), в любых случаях смертельное их влияние легко выдерживает «сорняк», живучесть кото­рого обеспечена миллионной историей существования, но гибнет без помощи человека «культура» - продукт и дитя человечества.

Во время рефлексии педагог помогает участникам игры беззащитность культуры, хрупкость культуры. Разговор непременно следует вывести и на то, что каждый от­дельный человек несет в себе как природное, так и куль­турное, и соотношение того и другого подобно игровой картине, сотворенной в процессе игры: природное в чело­веке проявляет себя объективно обязательно, а культуру человека следует взращивать и пестовать беспрестанно.

Кружка

Это красивая и изящная интеллектуальная игра вы­водит детей на уровень культуры мыслительной деятель­ности современного человека. В основании игры лежит положение о много мерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, точно так же, как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одно­временно, будучи рассмотренными с разных точек зре­ния и измеренными различными мерками.

Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо, в зависимости от конфигурации, раскраски предмета) занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на неё, играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их опи­сания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побе­седовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.

В ходе беседы субъекты приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зави­села от ракурса восприятия предмета. Они предлагают друг другу поменяться местами. И - утверждаются в том, что их несхожие характеристики зависели не от их личностных особенностей (кто-то плохо смотрел? кто-то из них ущербный человек?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.

После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего на их глазах. Здесь важно проследить, чтобы дети не пришли к выводу, что «надо уважать мнение каждого». Объективно мнение ка­ждого имеет свое основание в мире. Дело тут не столько в уважении к мнению другого, сколько в объективно су­ществующих разномерных характеристиках одного и того же предмета.

На этапе рефлексии полезно акцентировать внима­ние детей на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только по­тому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот человек воспринимает предмет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: