Игра раскрывает перед детьми очевидное, но мало осознаваемое в своей сущности - принципиальное отличие природного и культурного. Созданное природой имеет многотысячную историю, основание природы заложено много миллионов лет, в то время как культура это тонкий слой, легко подвергающийся снятию, уничтожению. Культура - возделанное человеком и без человека не существует.
Две группы играющих представляют «сорняки» И «культурные растения». Группы располагаются напротив друг друга в разных сторонах игровой сцены. Ведущий описательным образом отмечает ситуацию природно - погодных условий, а «сорняки» и «культуры» изображают символическими жестами, движениями, пантомимикой, как они проживают меняющиеся условия погоды. Наблюдатели с первой же минуты видят резкие отличительные характеристики в жизни и развитии этих растений.
Например:
- ведущий оповещает: «Зима. Глубокий снег» - «сорняки» лежат под снегом спокойно, точно также лежат спокойно «культуры», но их место в человеческом доме;
- ведущий заявляет: «Солнышко пригревает, снег тает на пригорках» - «сорняки» зашевелились и начали подымать головки, в то время как «культуры» всё ещё лежат в коробке у человека;
- ведущий сообщает: «Весна. Стало тепло» - «сорняки начали расти бурно, а культурные растения только начал высаживать человек;
- ведущий констатирует приход лета, и наблюдатели видят, как бурно вырастают «сорняки» и как они начинают занимать площадь, оттесняя «культуры», а также как человеку приходится бороться с «сорняками»;
- а далее ведущий свидетельствует о катастрофах природы - и теперь особенно видно, как погибают «культуры», но выживают «сорняки».
Ситуации можно создавать самые невероятные (проехал по грядкам грузовик, пробежала собака, упал на грядку малыш и т.д.), в любых случаях смертельное их влияние легко выдерживает «сорняк», живучесть которого обеспечена миллионной историей существования, но гибнет без помощи человека «культура» - продукт и дитя человечества.
Во время рефлексии педагог помогает участникам игры беззащитность культуры, хрупкость культуры. Разговор непременно следует вывести и на то, что каждый отдельный человек несет в себе как природное, так и культурное, и соотношение того и другого подобно игровой картине, сотворенной в процессе игры: природное в человеке проявляет себя объективно обязательно, а культуру человека следует взращивать и пестовать беспрестанно.
Кружка
Это красивая и изящная интеллектуальная игра выводит детей на уровень культуры мыслительной деятельности современного человека. В основании игры лежит положение о много мерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, точно так же, как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо, в зависимости от конфигурации, раскраски предмета) занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на неё, играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.
В ходе беседы субъекты приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависела от ракурса восприятия предмета. Они предлагают друг другу поменяться местами. И - утверждаются в том, что их несхожие характеристики зависели не от их личностных особенностей (кто-то плохо смотрел? кто-то из них ущербный человек?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.
После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего на их глазах. Здесь важно проследить, чтобы дети не пришли к выводу, что «надо уважать мнение каждого». Объективно мнение каждого имеет свое основание в мире. Дело тут не столько в уважении к мнению другого, сколько в объективно существующих разномерных характеристиках одного и того же предмета.
На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание детей на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только потому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот человек воспринимает предмет.