Раздел 3. «человек мыслящий». Данное качество чело­века в принципе отличает его от животного

r' I «Ното Яsa:i:~О,::::.ющий.,

. «человек мыслящий». Данное качество чело­века в принципе отличает его от животного. «Мыслить» ­значит углубляться в суть явления, не расположенную наповерхности явления. Мыслящий человек - тот, Кото­рый видит невидимое, знает скрытое в предмете.

В предложенных играх данная способность выступа­

еТ основным объектом внимания. И цель этих иrp -вформировании ценностного отношения детей к истинекак продукту мыслительной деятельности человека и че­ловеку, обладающему высокой способностью думать.

Подчеркнем., речь идет не о «здравом смысле», кото­рый издавна высмеивала философия за то, что здравыйсмысл удовлетворяется поверхностным восприятием(согласно здравому смыслу, Солнце вращается вокругЗемли). Речь идет о необходимости человека напрягатьсвои интеллектуальные силы, чтобы выявить внутреннеесодержание предмета.

Разумеется, эти ШРЫ хорошо принимаются детьми, уже интеллектуально развитыми. но такие игры особенно нужныI детям, которые пока не умеют ценить потенциаль­ную способность мылить,, подаренную человеку природой.

Публичная лекция

Данная форма получила свое название от роли, ко­торую играет в этой деятельности каждый' школьник вОтдельности и все участники вместе. Они - публика, тоесть люди, собранные в одном месте и являющиеся зри­телями и слушателями. Возраст тут не имеет значения.

На публичную лекцию приходят все желающие: перво­

lOJ:ассники и десятиклассники, учителя, родители, техни­чеСкие работники школыI.


rПедагогическое назначение такого рода деятеЛЬНОС'ГIi в приобщении каждого школьника к самообразоваНИIQ формирование умений воспринимать лекционный MaTe~ риал и вести себя в публичном зале культурно.

Безусловно, время лекции строго ограничено: от 15 до 20 минут - ровно столько, сколько может быть пре­дельно внимательным самый юный слушатель в зале, Зато такой жесткий лимит времени способствует содер­жательной насыщенности лекции: нужно успеть за ЭТОкороткое время вьщвинуть суждение (тезис), предъявитьаргументыI (доводы в пользу суждения) и дать яркую ил­люстрацию рассматриваемого явления.

Логика выступления оратора оказывает блаГОТВОРное влияние на слушателей, развивает их логическое МЫIllЛе­ние, формируеl одновременно и позицию слушателя, воспринимающего информацию в ее определенной по­следовательности.

Тематика публичной школьной лекции может быть самой разнообразной и самой неожиданной. Источни­ком темы становится поведение детей, их суждения, со­бытия в школе и в мире, пробуждающиеся интересы, воспитательные задачи школьных педагогов. Возможны тематические годичные циклы. Например; в одном учеб­ном году вся тематика выстраивается по принципу «Яи... (объектыI мира»>, а на следующий год принципомстановится тема «Ценности духовной культуры» либо«Человек и его жизненные функции».

Но, разумеется, серия лекций по избранному циклу не препятствует проведению публичной лекции в ответ на экстраординарные события школьной жизни. Напри­мер, конфликт, получивший широкую огласку, рождаетзамысел публичной лекции на тему «Как ведет себясильный»; приближающаяся весна активизирует внима­ние всех на природе как высочайшей ценности, и тогдапоявляется оратор, выступающий на тему «Мы - детиприроды».

К атрибутике публичной лекции относится кафедра, настольная лампа, концентрирующая внимание слушате­лей и являющаяся символом интеллектуальной деятель. н:ости человека, тесный ряд стульев вокруг кафедры в полутемном зале, а также красочное большое объявле­.}lие, приглашающее всех желающих на лекцию. Очень хорошо, если будет наЙден какой-то музыкальный сиг­}lал для обозначения начала общей работы - он долженбыть традиционным.

Первые публичные лекции нуждаются во вступи­тельном слове педагога - лучше всего, если это будетдиректор школы. Последующие лекции начинаются смУзыкальной заставки и зажигания света настольнойлаМПЫ. Не следует бояться «пустого зала»: первые успехипубличных лекций повлекут за собой увеличение публи­КИ, актуальная для детей тематика сделает зал «тесным» Всвязи С притоком новых слушателей. Принцип добро­вольности следует неукоснительно соблюдать.

Первыми ораторами являются педагоги школы, они определяют характер, тональность, культуру лекции. За­тем к ораторской деятельности можно привлекать стар­шеклассников, а если в школе проводятся турниры ора­торов - победителей этих турниров. Иногда (нельзя этимзлоупотреблять) лекцию может вести приглашенное лицо.

Традиционные публичные лекции в школе заметно изменяют атмосферу, вьщвигают в число ЛИдеров умных и интеллектуально развитых детей, повышают статус эрудитов, вьщвигают в число ценностных предпочтений школьников знание как таковое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: