r' I «Ното Яsa:i:~О,::::.ющий.,
. «человек мыслящий». Данное качество человека в принципе отличает его от животного. «Мыслить» значит углубляться в суть явления, не расположенную наповерхности явления. Мыслящий человек - тот, Который видит невидимое, знает скрытое в предмете.
В предложенных играх данная способность выступа
еТ основным объектом внимания. И цель этих иrp -вформировании ценностного отношения детей к истинекак продукту мыслительной деятельности человека и человеку, обладающему высокой способностью думать.
Подчеркнем., речь идет не о «здравом смысле», который издавна высмеивала философия за то, что здравыйсмысл удовлетворяется поверхностным восприятием(согласно здравому смыслу, Солнце вращается вокругЗемли). Речь идет о необходимости человека напрягатьсвои интеллектуальные силы, чтобы выявить внутреннеесодержание предмета.
Разумеется, эти ШРЫ хорошо принимаются детьми, уже интеллектуально развитыми. но такие игры особенно нужныI детям, которые пока не умеют ценить потенциальную способность мылить,, подаренную человеку природой.
|
|
Публичная лекция
Данная форма получила свое название от роли, которую играет в этой деятельности каждый' школьник вОтдельности и все участники вместе. Они - публика, тоесть люди, собранные в одном месте и являющиеся зрителями и слушателями. Возраст тут не имеет значения.
На публичную лекцию приходят все желающие: перво
lOJ:ассники и десятиклассники, учителя, родители, техничеСкие работники школыI.
rПедагогическое назначение такого рода деятеЛЬНОС'ГIi в приобщении каждого школьника к самообразоваНИIQ формирование умений воспринимать лекционный MaTe~ риал и вести себя в публичном зале культурно.
Безусловно, время лекции строго ограничено: от 15 до 20 минут - ровно столько, сколько может быть предельно внимательным самый юный слушатель в зале, Зато такой жесткий лимит времени способствует содержательной насыщенности лекции: нужно успеть за ЭТОкороткое время вьщвинуть суждение (тезис), предъявитьаргументыI (доводы в пользу суждения) и дать яркую иллюстрацию рассматриваемого явления.
Логика выступления оратора оказывает блаГОТВОРное влияние на слушателей, развивает их логическое МЫIllЛение, формируеl одновременно и позицию слушателя, воспринимающего информацию в ее определенной последовательности.
Тематика публичной школьной лекции может быть самой разнообразной и самой неожиданной. Источником темы становится поведение детей, их суждения, события в школе и в мире, пробуждающиеся интересы, воспитательные задачи школьных педагогов. Возможны тематические годичные циклы. Например; в одном учебном году вся тематика выстраивается по принципу «Яи... (объектыI мира»>, а на следующий год принципомстановится тема «Ценности духовной культуры» либо«Человек и его жизненные функции».
|
|
Но, разумеется, серия лекций по избранному циклу не препятствует проведению публичной лекции в ответ на экстраординарные события школьной жизни. Например, конфликт, получивший широкую огласку, рождаетзамысел публичной лекции на тему «Как ведет себясильный»; приближающаяся весна активизирует внимание всех на природе как высочайшей ценности, и тогдапоявляется оратор, выступающий на тему «Мы - детиприроды».
К атрибутике публичной лекции относится кафедра, настольная лампа, концентрирующая внимание слушателей и являющаяся символом интеллектуальной деятель. н:ости человека, тесный ряд стульев вокруг кафедры в полутемном зале, а также красочное большое объявле.}lие, приглашающее всех желающих на лекцию. Очень хорошо, если будет наЙден какой-то музыкальный сиг}lал для обозначения начала общей работы - он долженбыть традиционным.
Первые публичные лекции нуждаются во вступительном слове педагога - лучше всего, если это будетдиректор школы. Последующие лекции начинаются смУзыкальной заставки и зажигания света настольнойлаМПЫ. Не следует бояться «пустого зала»: первые успехипубличных лекций повлекут за собой увеличение публиКИ, актуальная для детей тематика сделает зал «тесным» Всвязи С притоком новых слушателей. Принцип добровольности следует неукоснительно соблюдать.
Первыми ораторами являются педагоги школы, они определяют характер, тональность, культуру лекции. Затем к ораторской деятельности можно привлекать старшеклассников, а если в школе проводятся турниры ораторов - победителей этих турниров. Иногда (нельзя этимзлоупотреблять) лекцию может вести приглашенное лицо.
Традиционные публичные лекции в школе заметно изменяют атмосферу, вьщвигают в число ЛИдеров умных и интеллектуально развитых детей, повышают статус эрудитов, вьщвигают в число ценностных предпочтений школьников знание как таковое.