Турнир ораторов

Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вер­нее, цикла традиционных ораторских турниров, на пси­хологический климат школы, группы, на интеллектуаль­ное и социальное развитие детей. Это способ культиви­ровать речь учащихся, это способ развивать логическоемышление, это влияние на характер ЛИдерства в коллек­тиве детей, интерес к слову и умение слышать слова иценить значение каждого слова, и, наконец, это деятель­ность, предоставляющая огромные возможности про­явить ребятам индивидуальные особенности.

Методика проведения турнира ораторов очень про­ста. В первую очередь следует вьщвинуть параметры со­стязания: логику выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическую выразительносТь, этичность, умение демонстрировать наглядный материм и Т.д. Отбор таких характеристик обусловлен KOHKpeT~ ными обстоятельствами и учетом меры развития реЧI1 детей.

Жюри намечает темы для выступлений opaTopOB~ конкурсантов: общую - для первого тура; несколько ­

для жеребьевки во втором туре; несколько - для свобод­ного выбора во время заключительного тура. Темыдолжны быть предельно простыIии (в турнире участвуЮтдети разного возраста), связанными с непосредственным: окружением, например: «Дождь», «Кастрюля», «Книга», «Автомобиль», «Блокнот». Заключительный тур выводит ораторов на уровень философских обобщений, предлагая темы такого рода: «Время», «Добро», «Старость», «Солнце», «Животные В жизни челов~ка».

Судейство состязающихся ораторов легко организу­ется. Публика получает при входе на турнир один кар­тонный жетон. По окончании турнира этот жетон опус­кается в ящичек (коробку) под номером того оратора, который более всего понравился. Количество опущенных жетонов в адрес каждого оратора - это количество бал­лов. Победителем становится тот, кто набирает наи­большее количество баллов.

Выступление оратора ограничено во времени. Обыч­но предоставляется не более одной минуты, чтобы детине могли остро ощутить свою интеJUIектуальную бедноr,ть ­пока не удается широко развернуть мысль.

Рекомендуется первый турнир посвятить способно­сти к логическому выстраиванию речи по формуле«тезис - аргумент -, ИJUIюстрация». В дальнейшем учетэтой способности про изводится как нечто естественное, и внимание акцентируется на новом требовании 1<; речи оратора.

Нельзя забывать о публике. Ее приглашают краси­вым огромным объявлением. Установка на доброжела­

. тельность производится правилом «Нет плохих ораторов ­есть плохой слушатель, ибо выступление каждой лично­сти интересно, как сама личность». Вводится правило«одного голоса», для того чтобы любой силы голос былуслышан в аудитории (не продуманное увлечение в школемикрофоном провоцирует некультурное поведение де­ тей). Кстати, введение правила «одного голоса» очень полезно и для учебных занятий: на уроке тоже звучит дИШЬ один голос.

Конечно, жюри для ораторов-конкурсантов проводит

предварительную консультацию. Но если это делают пе­

дагоги по классным группам, то надобность в общем

I(онсультировании отпадает.

Победителей турнира ораторов поздравляют, их име­на появляются на плакате, где сообщается решение жю­

ри и предположительные сроки следующего турнира и

содержание состязания.

Систематическое проведение турниров ораторов подготовит детей к публичной лекции - форме, о кото­

рой мы рассказываем ниже. Но не исключена и обратная

последовательность: проведенные публичные лекции да­ют возможность пракгиковать в школе турниры ораторов.

На пне в лесу (Meпs qиiqиe deиs)

Игра имеет два названия. Первое - «На пне в лесу», потому что игровая ситуация заключается в том, что че­ловек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе ­ «Разум - бог каждого» (лат.), потому что в итоге игрыучастники приходят к выводу, что жизненные вопросыникто за человека решить не может, он сам себе бог всвоих отношениях к жизни.

Интрига игры в противопоставлении двух различных суждений. их высказьmают поочередно два субъекта, си­дящие на двух противостоящих «ПRЯX». «Деревья» вокруг, слыша их суждения, протягивают ветви-руки в случае согласия с высказыванием, и не делают этого при несо­гласии.

Мизансцена игры:

Деревья

о

о о о о

~~ "-..

------------ Наблюдатели.........­

-----" веер карточек с

...................................................... альтернативными

тезисами


Игра идет неспешно, чтобы наблюдатели могли ос­мысливать содержание и ВЫЯБЛЯЮЩУЮСЯ все явственнеепо ходу игры идею: любое суждение имеет смысл и зна­чение - все зависит от ракурса рассмотрения предмета, исубъект должен это понимать, прежде чем примет то илииное высказывание. Сидящие «на пне» обычно произно­сят несколько суждений по одной и той же теме. Такимобразом группа подвергает осмыслению один какой -товопрос. Потом диада играющих сменяется, и новая темапредстает в своих противоречивых суждениях.

Предложим опробованные на практике темы и суж­дения, разместив их напротив друг друга, как если быэто отражало момент игры:

- Я люблю уроки, на которых можно ша­лить, потому что...

- Я не люблю уро­ков, на которых прихо­дится напряженно ду­мать, потому что...

- Мне нравится ра­ботать у доски, потомучто...

Мне нравится, когда на уроке всех на­зывают ласково, потомучто...

А вот другая тематика:

- Мне обидно, ко­гда на меня кричат, по­тому ЧТО...

- Мне не обидно, когда мне не дарят по­дарков, потому что... Еще одна тематика:

- у меня нет денег, так как я еще не рабо­таю, но мне...

- я люблю уроки, накоторых стоит тишина, потому что...

- Я люблю уроки, когда надо напряженно думать, потому что...

- Мне не нравится, когда приходится рабо­тать у доски, потомучто...

- Мне не нравится, когда на уроке всех назы­вают ласково, потомучто...

- Мне не обидно, когда на меня кричат, потому что...

- Мне обидно, когда мне не дарят подарков, потому что...

- у меня всегда есть деньги, хотя я не рабо­таю, и мне...

Родители вовсе не обязаны давать мне денег, так как...

- Иметь дело с че­ловеком, у которогомного денег, приятно, так как...

- Родители обязаны давать мне деньги, так как...

- Иметь дело с че­ловеком, у которого много денег, неприятно, так как...

особенный эффект производит игра, если в классе что-то случается, и ведутся длительные дискуссии про­блемного характера. Тогда педагог может сказать: «Не по­сидеть ли нам на пне в лесу?» - и заготовленные карточки с самыми различными точками зрения на происшедшее помогут многостороннему рассмотрению проблемы.

Заключительным аккордом может служить методика недописанного тезиса: «Теперь, когда я окажусь в лесу на пне...» - дети называют вопрос, о котором они хотеди бы подумать.,

«Пень В лесу» - условность, она может быть заменена «Камнем в степи», «Песком у моря», «Скамейкой В саду».

Предостережение: здесь очень важен момент реакции (<Деревьев», когда они протягивают «руки-ветви» В сторо­ну мыслителя. Ведущий должен обратить внимание всех, что одно и то же «дерево» вдруг соглашается с сужде­ниями прямо противоположными - такое возможно внашем противоречивом мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: