Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат школы, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это способ культивировать речь учащихся, это способ развивать логическоемышление, это влияние на характер ЛИдерства в коллективе детей, интерес к слову и умение слышать слова иценить значение каждого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности.
Методика проведения турнира ораторов очень проста. В первую очередь следует вьщвинуть параметры состязания: логику выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическую выразительносТь, этичность, умение демонстрировать наглядный материм и Т.д. Отбор таких характеристик обусловлен KOHKpeT~ ными обстоятельствами и учетом меры развития реЧI1 детей.
Жюри намечает темы для выступлений opaTopOB~ конкурсантов: общую - для первого тура; несколько
для жеребьевки во втором туре; несколько - для свободного выбора во время заключительного тура. Темыдолжны быть предельно простыIии (в турнире участвуЮтдети разного возраста), связанными с непосредственным: окружением, например: «Дождь», «Кастрюля», «Книга», «Автомобиль», «Блокнот». Заключительный тур выводит ораторов на уровень философских обобщений, предлагая темы такого рода: «Время», «Добро», «Старость», «Солнце», «Животные В жизни челов~ка».
Судейство состязающихся ораторов легко организуется. Публика получает при входе на турнир один картонный жетон. По окончании турнира этот жетон опускается в ящичек (коробку) под номером того оратора, который более всего понравился. Количество опущенных жетонов в адрес каждого оратора - это количество баллов. Победителем становится тот, кто набирает наибольшее количество баллов.
Выступление оратора ограничено во времени. Обычно предоставляется не более одной минуты, чтобы детине могли остро ощутить свою интеJUIектуальную бедноr,ть пока не удается широко развернуть мысль.
Рекомендуется первый турнир посвятить способности к логическому выстраиванию речи по формуле«тезис - аргумент -, ИJUIюстрация». В дальнейшем учетэтой способности про изводится как нечто естественное, и внимание акцентируется на новом требовании 1<; речи оратора.
Нельзя забывать о публике. Ее приглашают красивым огромным объявлением. Установка на доброжела
. тельность производится правилом «Нет плохих ораторов есть плохой слушатель, ибо выступление каждой личности интересно, как сама личность». Вводится правило«одного голоса», для того чтобы любой силы голос былуслышан в аудитории (не продуманное увлечение в школемикрофоном провоцирует некультурное поведение де тей). Кстати, введение правила «одного голоса» очень полезно и для учебных занятий: на уроке тоже звучит дИШЬ один голос.
Конечно, жюри для ораторов-конкурсантов проводит
предварительную консультацию. Но если это делают пе
дагоги по классным группам, то надобность в общем
I(онсультировании отпадает.
Победителей турнира ораторов поздравляют, их имена появляются на плакате, где сообщается решение жю
ри и предположительные сроки следующего турнира и
содержание состязания.
Систематическое проведение турниров ораторов подготовит детей к публичной лекции - форме, о кото
рой мы рассказываем ниже. Но не исключена и обратная
последовательность: проведенные публичные лекции дают возможность пракгиковать в школе турниры ораторов.
На пне в лесу (Meпs qиiqиe deиs)
Игра имеет два названия. Первое - «На пне в лесу», потому что игровая ситуация заключается в том, что человек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе «Разум - бог каждого» (лат.), потому что в итоге игрыучастники приходят к выводу, что жизненные вопросыникто за человека решить не может, он сам себе бог всвоих отношениях к жизни.
Интрига игры в противопоставлении двух различных суждений. их высказьmают поочередно два субъекта, сидящие на двух противостоящих «ПRЯX». «Деревья» вокруг, слыша их суждения, протягивают ветви-руки в случае согласия с высказыванием, и не делают этого при несогласии.
Мизансцена игры:
Деревья
о
о о о о
~~ "-..
------------ Наблюдатели.........
-----" веер карточек с
...................................................... альтернативными
тезисами
Игра идет неспешно, чтобы наблюдатели могли осмысливать содержание и ВЫЯБЛЯЮЩУЮСЯ все явственнеепо ходу игры идею: любое суждение имеет смысл и значение - все зависит от ракурса рассмотрения предмета, исубъект должен это понимать, прежде чем примет то илииное высказывание. Сидящие «на пне» обычно произносят несколько суждений по одной и той же теме. Такимобразом группа подвергает осмыслению один какой -товопрос. Потом диада играющих сменяется, и новая темапредстает в своих противоречивых суждениях.
Предложим опробованные на практике темы и суждения, разместив их напротив друг друга, как если быэто отражало момент игры:
- Я люблю уроки, на которых можно шалить, потому что...
- Я не люблю уроков, на которых приходится напряженно думать, потому что...
- Мне нравится работать у доски, потомучто...
Мне нравится, когда на уроке всех называют ласково, потомучто...
А вот другая тематика:
- Мне обидно, когда на меня кричат, потому ЧТО...
- Мне не обидно, когда мне не дарят подарков, потому что... Еще одна тематика:
- у меня нет денег, так как я еще не работаю, но мне...
- я люблю уроки, накоторых стоит тишина, потому что...
- Я люблю уроки, когда надо напряженно думать, потому что...
- Мне не нравится, когда приходится работать у доски, потомучто...
- Мне не нравится, когда на уроке всех называют ласково, потомучто...
- Мне не обидно, когда на меня кричат, потому что...
- Мне обидно, когда мне не дарят подарков, потому что...
- у меня всегда есть деньги, хотя я не работаю, и мне...
Родители вовсе не обязаны давать мне денег, так как...
- Иметь дело с человеком, у которогомного денег, приятно, так как...
- Родители обязаны давать мне деньги, так как...
- Иметь дело с человеком, у которого много денег, неприятно, так как...
особенный эффект производит игра, если в классе что-то случается, и ведутся длительные дискуссии проблемного характера. Тогда педагог может сказать: «Не посидеть ли нам на пне в лесу?» - и заготовленные карточки с самыми различными точками зрения на происшедшее помогут многостороннему рассмотрению проблемы.
Заключительным аккордом может служить методика недописанного тезиса: «Теперь, когда я окажусь в лесу на пне...» - дети называют вопрос, о котором они хотеди бы подумать.,
«Пень В лесу» - условность, она может быть заменена «Камнем в степи», «Песком у моря», «Скамейкой В саду».
Предостережение: здесь очень важен момент реакции (<Деревьев», когда они протягивают «руки-ветви» В сторону мыслителя. Ведущий должен обратить внимание всех, что одно и то же «дерево» вдруг соглашается с суждениями прямо противоположными - такое возможно внашем противоречивом мире.