Сущность технической подготовки производства, этапы ее осуществления

В условиях конкуренции ассортиментная политика организации должна быть направлена в будущее. Она должна учитывать, что многие товары независимо от успеха со временем уходят с рынка и необходимо вести подготовку к выпуску новых. Новая продукция – это модификация существующей или нововведение, которое потребитель считает значимым. Чтобы новый продукт пользовался спросом, он должен обладать желательным для потребителя качеством и иметь информацию о его характеристике.

Процесс разработки и освоения производства новой продукции в организации получил название технической подготовки производства новой продукции (товара рыночной новизны). Техническая подготовка производства организации (ТПП) представляет собой комплекс мер: научно-исследовательских и организационно-экономических.

Научные исследования – это комплексное исследование рынка, покупателей и конкурентов; поиск идей новой продукции; оценка и отбор идей; разработка концепции товара рыночной новизны и определение его конкурентоспособности; завоевание доли рынка. Этот этап в современных условиях выполняется на предприятиях службой маркетинга.

В организациях различают два направления НИР:

1) НИР организаций, которые выполняются одним из подразделений службы маркетинга;

2) НИР в системе НТП. Они по своей направленности подразделяются на теоретические и прикладные.

Результатом теоретических исследований является открытие. Открытие – это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Прикладные исследования, используя теоретические знания, изыскивают возможности их применения в практике работы организаций. Они завершаются рекомендациями по разработке технических заданий на освоение новой продукции. На основе предложения научных исследований в технической области появляются изобретения.

Изобретение – это новое или обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, дающее положительный эффект.

В организациях ПП в технологических процессах используются как изобретения, так и рационализаторские предложения. Рацпредложение – это новое и полезное для данной организации техническое решение.

На пищевых предприятиях техническая подготовка производства представляет собой комплекс мер технического и организационно-экономического характера. Всю работу по технической подготовке производства принято подразделять на три этапа: опытно-констукторский, технологический и организационно-экономический.

Опытно-конструкторский этап – это комплекс работ по созданию конструкторской документации, изготовлению и опробованию новых образцов. В пищевой промышленности этим занимается РУП «Белорусский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт НИИ пищевых продуктов», созданный постановлением Совета Министров от 14 февраля 2001 года.

Технологический этап подготовки производства включает работы по изготовлению продукции, выбору технологического оборудования, оснастки для ее производства, технологической схемы производства, т.е. разработка планировок цехов, участков и соответственно маршрутов движения. При большом объеме работ по этому этапу все вопросы, связанные с выбором технологических схем, оборудования, предприятие решает с помощью проектных организаций, а при небольшом объеме таких работ – силами своих специалистов (конструкторов, технологов, главных механика и энергетика).

Организационно-экономический этап – это комплекс взаимосвязанных процессов организации, планирования, учета и контроля, МТО, сбыта и финансирования, которые обеспечивают готовность организации к производству новой продукции.

Деление процессов создания и освоения новой продукции на этапы несколько условно. На практике наблюдается взаимопереплетение, объединение смежных работ. Поэтому система разработки и постановки продукции на производство предусматривает состав работ и порядок их проведения и зависит от причин изменения производства.

В СССР была создана и действовала «Система разработки и постановки продукции на производство» (СРПП). Первый стандарт СРПП был введен в 1974г. В 1987г в Париже Международной торгово-промышленной палатой была утверждена серия стандартов ИСO -9000, ИСO-8402 и др., получившая название «Петля качества». Согласно этим документам каждый производитель новой продукции должен соблюдать направления своей деятельности, начиная от маркетинга, поиска идей, изучения рынка и заканчивая обеспечением утилизации отходов. Эти требования обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: