Тема 1: Предприятие как объект и субъект рыночных отношений
Донецк - 2010
Экономика предприятия
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
Кафедра экономики предприятия
Лохман Н.В.
Курс лекций
для студентов заочной формы обучения
экономических специальностей
Утверждено: Протокол заседания кафедры экономики предприятия № от «____»___________2010 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предприятие как объект и субъект рыночных отношений.
Тема 2. Понятие ресурсного потенциала и его оценка.
Тема 3. Материальные ресурсы предприятия.
Тема 4.Нематериальные ресурсы и активы предприятия.
Тема 5.Финансовые ресурсы и капитал предприятия.
Тема 6. Персонал предприятия.
Тема 7. Определение объёмов хозяйственной деятельности предприятия.
Тема 8. Товарное обеспечение оборота предприятия.
Тема 9. Текущие затраты предприятия.
Тема 10. Доходы и прибыль предприятия.
|
|
Тема 11. Обоснование допустимых границ деятельности предприятия.
Вопросы к экзамену
1. Основы создания и функционирования предприятия на рынке.
2. Виды предприятий, их организационно-правовые формы.
3. Малые предприятия – основа рыночной экономики.
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта:
- домохозяйства;
- предприятия (различной формы собственности);
- государство (как коллективный предприниматель).
Основными хозяйствующими субъектами, формирующими большую часть национального капитала, является предприятия.
Согласно украинского законодательства под предприятием понимается – хозяйствующий уставный субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно – исследовательскую, торговую и другую хозяйственную коммерческую и некоммерческую деятельность.
Согласно гражданского Кодекса Украины юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности быть истцами и ответчиками в судебных органах.
Таким образом, основными и обязательными признаками предприятия являются:
1) организационное единство; предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
2) обособленное имущество; предприятие имеет собственное имущество (состоящее из основных и оборотных средств), которое самостоятельно использует в определенных целях;
3) имущественная ответственность; предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон;
|
|
4) системное единство средств производства; предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью получения прибыли;
5) оперативно-хозяйственнаяи экономическая самостоятельность; предприятие само осуществляет различные сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства;
6) наличие идентификационных признаков; предприятие должно быть узнаваемо и отличаемо от других предприятий. Для этих целей предприятию присваивают имя (наименование), под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде и арбитраже в ролях истца и ответчика; оно должно иметь свою печать, расчетный счет и баланс, учредительные документы, закономерную систему учета и отчетности.
В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:
- организационную (обеспечение производства услуг, товаров (и) или их реализация);
- воспроизводственную (инвестирование капитала, уплата налогов, оплата труда);
- социальную (удовлетворение спроса, дивиденды, предоставление рабочих мест, создание объектов соц. – культ быта);
Для реализации своих функций предприятие использует производственно – технические факторы: ресурсный потенциал предприятия, кредиты, информационные факторы, природные факторы и другие.
Вывод: Чтобы создать предприятие необходимо хорошо знать нормативную базу, иметь уставный капитал и получить свидетельство о регистрации. Нормативную базу следует хорошо знать и для эффективного управления предприятием.
Успех в реализации функций предприятия во многом зависит от социально-экономической среды деятельности предприятия.
Предприятие является многофакторной, многофункциональной системой, затрагивающей целый комплекс технических, организационных, социальных и экономических аспектов. Поэтому предприятие в рыночной среде выступает как субъект, так и объект рыночных отношений.
Субъекты, формирующие организационную систему предприятия, образуют две субсистемы.
Одну составляют собственники предприятия, другую – коллектив наемных работников.
При этом сами собственники могут выполнять те или иные функции производственно – коммерческой деятельности предприятия, а работники предприятия могут становится его собственниками (учредителями, акционерами).
должно быть
- конкурентоспособным по отношению к аналогичным
предприятиям, функционирующим на рынке;
- взаимодействовать с предприятиями других отраслей,
инфраструктурой, выступая продавцом и покупателем.
Экономические отношения с хозяйствующими субъектами, которые реализуются в ходе деятельности предприятия, представлены на рисунке 1.
2 3
1 8
Рис. 1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами в ходе деятельности предприятия
Большое влияние на деятельность предприятия оказывает внешняя среда.
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется в целом состоянием национальной экономики и конкретно состоянием того сегмента рынка, на котором работает данное предприятие.
Все множество факторов, создающих внешнюю среду деятельности предприятия можно объединить в две группы: факторы макросреды и факторымикросреды.
И, наконец, следует всегда помнить, что
выступает также
Нередко возникает ситуация, когда предприятию выгодней продать или сдать в аренду, чем продолжать хозяйственную деятельность.
Предприятие как субъект и объект рынка имеет свой экономический механизм функционирования, ему будет посвящена отдельная тема данного курса.
|
|
3. Виды предприятий, их организационно-правовые формы.
Все предприятия в Украине можно классифицировать по таким основным признакам:
1) Цель и характер деятельности:
- коммерческие (это предприятия предпринимательского типа. Основная цель – прибыль);
- некоммерческие (деятельность должных предприятий направлена на достижение экономических, социальных и других результатов, без цели получения прибыли – это как правило отдельные государственные и коммерческие предприятия);
2) Форма собственности на имущество:
- частные;
- коллективные (кооперативные) – производственные кооперативы, предприятия потребительской кооперации;
- коммунальные(создаются органом местного самоуправления в распорядительном порядке);
- государственные (это разновидность казенных предприятий) – они создаются в отраслях, где Законом разрешено только участие государственных предприятий по решению Кабмина;
- смешанные с иностранными инвестициями (не менее 10%);
- иностранные (100% иностранные инвестиции).
3) В зависимости от способа образования и формирования уставного фонда6
- Унитарные (создается одним учредителем);
- Корпоративные (создается двумя и более учредителями).
4) Правовой статус и форма хозяйствования:
- арендные (называется предприятие, созданное на основе аренды имущественного комплекса или выделенной структурной единицы);
- хозяйственные общества;
- акционерные;
- с ограниченной ответственностью;
- полное;
- с дополнительной ответственностью;
- коммандитные;
5) Функционально-отраслевой деятельности:
- промышленные;
- сельскохозяйственные;
- строительные;
- транспортные;
- торговые;
- производственно-торговые;
- торгово-посреднические;
- банковские;
- страховые;
- туристические и другие.
6) Технологическая целостность и степень подчиненности:
- Головные (владение контрольным пакетом дочерних предприятий. Это холдинги);
- дочерние;
- ассоциированные (это объединения предприятий на основе холдингов или других форм объединения);
|
|
- филиалы, отделения, представительства (не имеют статуса юридического лица но могут иметь свой расчетный счет).
7) Размер численности работников и объема дохода от реализации:
- малые (до 50 человек) Вр < 500 тыс. ЕВРО по среднегодовому курсу ЕВРО;
- средние (все остальные);
- крупные (больше 1000 человек) Вр > 5 мил. ЕВРО;
8) Организационно – технологическая форма:
- специализированные;
- универсальные;
- комбинированные;
- кооперированные.
Логика и содержание курса требуют особое внимание уделить таким классификационным признакам как правовой статус и форма хозяйствования, форма собственности и организационно – технологическая форма.
3. Малые предприятия – основа рыночной экономики
Следует различать понятия»малый бизнес», и «малые предприятия».
Малый бизнес (предпринимательство) – это физические и юридические субъекты, формирование и деятельность которых соответствует определенным количественно-качественным критериям.
Малые предприятия - это только юридические субъекты, или составляющие ядро всего малого бизнеса.
Малые предприятия обязаны соответствовать следующим критериям:
а) численность работающих (с учетом совместителей) не должна быть более 50 человек;
б) размер годовой выручки от реализации продукции не должен превышать 500 тыс.евро.