Основы создания и функцион ирования предпряитий на рынке

Тема 1: Предприятие как объект и субъект рыночных отношений

Донецк - 2010

Экономика предприятия

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

Кафедра экономики предприятия

Лохман Н.В.

Курс лекций

для студентов заочной формы обучения

экономических специальностей

  Утверждено: Протокол заседания кафедры экономики предприятия № от «____»___________2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предприятие как объект и субъект рыночных отношений.

Тема 2. Понятие ресурсного потенциала и его оценка.

Тема 3. Материальные ресурсы предприятия.

Тема 4.Нематериальные ресурсы и активы предприятия.

Тема 5.Финансовые ресурсы и капитал предприятия.

Тема 6. Персонал предприятия.

Тема 7. Определение объёмов хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 8. Товарное обеспечение оборота предприятия.

Тема 9. Текущие затраты предприятия.

Тема 10. Доходы и прибыль предприятия.

Тема 11. Обоснование допустимых границ деятельности предприятия.

Вопросы к экзамену

1. Основы создания и функционирования предприятия на рынке.

2. Виды предприятий, их организационно-правовые формы.

3. Малые предприятия – основа рыночной экономики.

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта:

- домохозяйства;

- предприятия (различной формы собственности);

- государство (как коллективный предприниматель).

Основными хозяйствующими субъектами, формирующими большую часть национального капитала, является предприятия.

Согласно украинского законодательства под предприятием понимается – хозяйствующий уставный субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно – исследовательскую, торговую и другую хозяйственную коммерческую и некоммерческую деятельность.

Согласно гражданского Кодекса Украины юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности быть истцами и ответчиками в судебных органах.

Таким образом, основными и обязательными признаками предприятия являются:

1) организационное единство; предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

2) обособленное имущество; предприятие имеет собственное имущество (состоящее из основных и оборотных средств), которое самостоятельно использует в определенных целях;

3) имущественная ответственность; предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон;

4) системное единство средств производства; предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью получения прибыли;

5) оперативно-хозяйственнаяи экономическая самостоятельность; предприятие само осуществляет различные сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства;

6) наличие идентификационных признаков; предприятие должно быть узнаваемо и отличаемо от других предприятий. Для этих целей предприятию присваивают имя (наименование), под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде и арбитраже в ролях истца и ответчика; оно должно иметь свою печать, расчетный счет и баланс, учредительные документы, закономерную систему учета и отчетности.

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:

- организационную (обеспечение производства услуг, товаров (и) или их реализация);

- воспроизводственную (инвестирование капитала, уплата налогов, оплата труда);

- социальную (удовлетворение спроса, дивиденды, предоставление рабочих мест, создание объектов соц. – культ быта);

Для реализации своих функций предприятие использует производственно – технические факторы: ресурсный потенциал предприятия, кредиты, информационные факторы, природные факторы и другие.

Вывод: Чтобы создать предприятие необходимо хорошо знать нормативную базу, иметь уставный капитал и получить свидетельство о регистрации. Нормативную базу следует хорошо знать и для эффективного управления предприятием.

Успех в реализации функций предприятия во многом зависит от социально-экономической среды деятельности предприятия.

Предприятие является многофакторной, многофункциональной системой, затрагивающей целый комплекс технических, организационных, социальных и экономических аспектов. Поэтому предприятие в рыночной среде выступает как субъект, так и объект рыночных отношений.

Субъекты, формирующие организационную систему предприятия, образуют две субсистемы.

Одну составляют собственники предприятия, другую – коллектив наемных работников.

При этом сами собственники могут выполнять те или иные функции производственно – коммерческой деятельности предприятия, а работники предприятия могут становится его собственниками (учредителями, акционерами).

должно быть

- конкурентоспособным по отношению к аналогичным

предприятиям, функционирующим на рынке;

- взаимодействовать с предприятиями других отраслей,

инфраструктурой, выступая продавцом и покупателем.

Экономические отношения с хозяйствующими субъектами, которые реализуются в ходе деятельности предприятия, представлены на рисунке 1.

2 3

1 8

Рис. 1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами в ходе деятельности предприятия

Большое влияние на деятельность предприятия оказывает внешняя среда.

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется в целом состоянием национальной экономики и конкретно состоянием того сегмента рынка, на котором работает данное предприятие.

Все множество факторов, создающих внешнюю среду деятельности предприятия можно объединить в две группы: факторы макросреды и факторымикросреды.

И, наконец, следует всегда помнить, что

выступает также

Нередко возникает ситуация, когда предприятию выгодней продать или сдать в аренду, чем продолжать хозяйственную деятельность.

Предприятие как субъект и объект рынка имеет свой экономический механизм функционирования, ему будет посвящена отдельная тема данного курса.

3. Виды предприятий, их организационно-правовые формы.

Все предприятия в Украине можно классифицировать по таким основным признакам:

1) Цель и характер деятельности:

- коммерческие (это предприятия предпринимательского типа. Основная цель – прибыль);

- некоммерческие (деятельность должных предприятий направлена на достижение экономических, социальных и других результатов, без цели получения прибыли – это как правило отдельные государственные и коммерческие предприятия);

2) Форма собственности на имущество:

- частные;

- коллективные (кооперативные) – производственные кооперативы, предприятия потребительской кооперации;

- коммунальные(создаются органом местного самоуправления в распорядительном порядке);

- государственные (это разновидность казенных предприятий) – они создаются в отраслях, где Законом разрешено только участие государственных предприятий по решению Кабмина;

- смешанные с иностранными инвестициями (не менее 10%);

- иностранные (100% иностранные инвестиции).

3) В зависимости от способа образования и формирования уставного фонда6

- Унитарные (создается одним учредителем);

- Корпоративные (создается двумя и более учредителями).

4) Правовой статус и форма хозяйствования:

- арендные (называется предприятие, созданное на основе аренды имущественного комплекса или выделенной структурной единицы);

- хозяйственные общества;

- акционерные;

- с ограниченной ответственностью;

- полное;

- с дополнительной ответственностью;

- коммандитные;

5) Функционально-отраслевой деятельности:

- промышленные;

- сельскохозяйственные;

- строительные;

- транспортные;

- торговые;

- производственно-торговые;

- торгово-посреднические;

- банковские;

- страховые;

- туристические и другие.

6) Технологическая целостность и степень подчиненности:

- Головные (владение контрольным пакетом дочерних предприятий. Это холдинги);

- дочерние;

- ассоциированные (это объединения предприятий на основе холдингов или других форм объединения);

- филиалы, отделения, представительства (не имеют статуса юридического лица но могут иметь свой расчетный счет).

7) Размер численности работников и объема дохода от реализации:

- малые (до 50 человек) Вр < 500 тыс. ЕВРО по среднегодовому курсу ЕВРО;

- средние (все остальные);

- крупные (больше 1000 человек) Вр > 5 мил. ЕВРО;

8) Организационно – технологическая форма:

- специализированные;

- универсальные;

- комбинированные;

- кооперированные.

Логика и содержание курса требуют особое внимание уделить таким классификационным признакам как правовой статус и форма хозяйствования, форма собственности и организационно – технологическая форма.

3. Малые предприятия – основа рыночной экономики

Следует различать понятия»малый бизнес», и «малые предприятия».

Малый бизнес (предпринимательство) – это физические и юридические субъекты, формирование и деятельность которых соответствует определенным количественно-качественным критериям.

Малые предприятия - это только юридические субъекты, или составляющие ядро всего малого бизнеса.

Малые предприятия обязаны соответствовать следующим критериям:

а) численность работающих (с учетом совместителей) не должна быть более 50 человек;

б) размер годовой выручки от реализации продукции не должен превышать 500 тыс.евро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: