Основные этапы эволюции философии как мировоззрения

     
  Космоцентризм  
В основе:принцип упорядочения целостности Вселенной и человека. В древнегреческом миропонимании макрокосм определяет уровни связи человека и Вселенной логической цепочкой: Судьба -> Боги -► Космос -* полис -> человек, способом постижения которой выступает Логос. Место человека (микрокосма) в его отношении к Вселенной (макрокос­му) определяется природой человека (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция)
    Теоцентризм  
       
  В основе:объяснение сути мироздания посредством существования Бога. Божественный порядок отличает иерархичность взаимоотношений двух целостностей: Бога и Его творения — человека (средневековая Европа)
    Антропоцентризм  
       
  В основе:проблема природы и сущности человека, его места и роли во Вселенной (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы)

Мировоззрение и философия не тождественные понятия. Общее между ними то, что пытаются найти ответы на вопросы:

· Что представляет собою природа, окружающий мир?

· Каково место человека в этом мире?

· Может ли человек познать мир, и каким образом достигается познание?

· Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

· Что такое истина, добро, красота?

Вместе с тем, мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия. Оно шире по объему, чем понятие «философия»

Философия не является достоянием широких народных масс. Она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, т. е. она есть приведенная система мировоззрения

Развернутая система философского знания включает:

· Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие).

· Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (antropos - человек).

· Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

· Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

· Ценностная теория (аксиология) — раздел философии, исследующий сущ­ность и природу ценностей, структуру ценностного мира, т.е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, со структурой личности.

Эстетика - учение о прекрасном;

Этика - учение о морали;

История философии - наука о развитии философских знаний.

Прикладные аспекты философского знания:

□ Философия науки - раздел философии, включающий исследования струк­туры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания.

Философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире.

Философия истории - раздел философии, связанный с. интерпретацией исторического процесса и исторического познания.

Философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства.

□ Философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения.

□ Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значе­ние культуры.

□ Философия религии - это философия в ее отношениях с религией; в узком смысле слова - автономное философское рассуждение о Боге и религии.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Функции философии:

1. Мировоззренческая (философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека).

Философское мировоззрение - система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей; духовный каркас личност общества («Разум засоряет чистоту инстинктов»)

2. Гносеологическая (раскрывает законы развития познавательной дея­тельности, исследует формы движения мышления к истине, иссле­дует пути и средства проверки полученных знаний.)

3. Интегративная. (синтетическая функция в науке и обществе, здесь осуществляется постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.)

4. Критическая. (аналитическая исследовательская функция, она связана с анализом путей познания и действия людей.)

5. Ценностно-регулятивная (аксиологическая функция, состоящая в соотнесении целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.)

6. Методологическая (она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода - диалектика и метафизика.)

Итак, философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения призванные:

- резюмировать прошлое

- определить конкретный облик проблемы в современных условиях

- прагматически осмыслить будущее

Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

4. Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни:

- существуют материальные явления и духовные (сознание, во­ля, мышление);

- каждый человек выделяет себя из всего того, что его окру­жает и отличает себя от всего другого;

- он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

«Двойственный» характер человеческой жизни, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса об отношении материального и духовно­го.

Основной вопрос философии имеет две стороны:Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: метафизический материализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.

Идеализм существуетв двух основных разновидностях: - субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта;

- объективный идеализм, сторонники которого считают первичным дух, существующий независимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в философии (греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос. Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.

На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:

- Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";

- Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;

- Немецкий философ П. Рикерт - проблема зла и насилия.

- Фрэнсис Бекон - вопрос об усилении власти человека над природой.

- Руссо - вопрос о социальном неравенстве и путях его преодоления.

- Гельвеций – вопрос о сущности человеческого счастья.

Но, тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение «мир – человек», а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: