ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
По дисциплине «Управление проектами»
Специальность 0805050 «Управление персоналом»
Лекция 1
Тема 1.
ПОНЯТИЕ ПРОЕКТА
1. Общие положения
2. Классификация проектов
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТА
Общие положения
Проект (Project) представляет собой комплексное системное мероприятие, направленное на внесение изменений во все стороны жизни людей. Понятие проекта в развитых странах и в бывшем СССР существенно различается.
Проект в традиционном понимании в СССР означает:
- замысел, идею, намерение;
- изображение, представление, описание некого объекта как материального, так и нематериального на бумаге или других носителях информации.
На Западе, в развитых странах проект имеет более широкое толкование, чем принято у нас. Институт управления проектами США (Project Management Institute) дает следующее универсальное и простое его определение: «Проект представляет собой некоторую задачу с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения». Однако здесь не сказано о средствах реализации проекта, а способ решения задачи определяется не только и не всегда результатами (целями) ее решения. Поэтому проект включает:
|
|
- замысел (проблему, задачу);
- средства реализации (решения);
- результаты (цели).
В широком смысле проект - это то, что способно что-либо изменить в жизни, мире. С этой точки зрения результаты проекта могут быть:
- конкретными (продукция, здание, сооружение, организация и т.д.);
- абстрактными (планы, методы, знания, опыт и т.д.).
Рассматривая проект как динамическую систему, выделяют:
- текущие результаты (документация, технология и т.д.);
- конечные результаты (продукт, прибыль и т.д.).
Часто проект и его результаты представляют как систему целей, следовательно, проект - система. Другими словами, это совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающая достижение поставленных целей.
Опираясь на системный подход, можно отметить, что:
- проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, т.е. взаимодействует с внешней средой;
- состав проекта не остается неизменным в ходе его реализации в нем могут появиться новые элементы, а иные могут быть исключены;
- проект может быть разделен на элементы, которые находятся во взаимосвязи.
Из сказанного следует, что проект - понятие комплексное. Оно охватывает различные научные дисциплины, отрасли техники и экономики; различные стороны общественной жизни и деятельности.
|
|
Как любую систему, проект можно рассматривать в двух аспектах:
- как структуру;
- как процесс.
2. Классификация проектов
Проекты различаются по масштабам, срокам реализации, качеству разработки и осуществления, размеру используемых ресурсов, месту осуществления, и др. Многообразие проектов в реальной жизни чрезвычайно велико, и они могут быть классифицированы по разным основаниям.
Такими основаниями или признаками классификации проектов могут быть следующие:
1) сфера деятельности, в которой осуществляется проект и которая определяет тип проекта;
2) состав и структура проекта, его предметная область, что определяет класс проекта;
3) размеры; проекта, количество участников, степень влияния на окружающий мир, что определяет масштаб проекта;
4) продолжительности реализации проекта, что определяет длительность проекта;
5) степень финансовой, технологической, технической, организационной и иной сложности проекта, что определяет сложность проекта.