Идея проекта

Любой проект начинается с идеи. Поэтому очень важно проанализировать факторы, способствующие зарождению идей, и создать условия для появления новых идей.

Первичными здесь являются научные идеи. Чтобы появилась научная идея, нужны и глубокие знания, и богатый опыт, и, безусловно, талант. Появившаяся научная идея должна быть оформлена в виде научного отчета, статьи, тезисов, иным способом. Теперь идея требует оценки с экономической точки зрения. В большинстве случаев сама научная идея не дает возможности сразу определить ее перспективность, значимость, плодотворность, эффективность применения. На этом этапе научно-технологического творчества можно говорить только о потенциале, заложенном в этой научной идее. Тем не менее потенциал должен быть определен, и он даст экономическую характеристику перспективности и плодотворности научной идеи.

Если научная идея признана перспективной, она получит возможность развития и переходит в фазу научных исследований. Научные исследования - это поиск эффективного применения, всестороннего исследования и экономической оценки результатов научных исследований. В результате научная идея получает всестороннее развитие и превращается в научную разработку, положительная оценка которой дает возможность приступить к опытно-конструкторским работам. Последние в случае успеха превращают научную идею в бизнес-идею.

Бизнес-идея должна отвечать одному самому важному требованию - с ее помощью можно зарабатывать деньги. Бизнес-идея - это товар и она должна быть соответственно оформлена. Вооруживишись бизнес-идеей и поверив в нее, можно вступать в цикл проектирования, в прединвестиционную стадию проекта, проводить конкретные исследования, предварительные технико-экономические обоснования и затем осуществлять бизнес-планирование, т.е. разрабатывать бизнес-идею дальше, превращая ее в действительность.

Мотивами появления новых идей могут быть:

1) инициатива предпринимателей;

2) избыточные финансовые ресурсы;

3) неудовлетворенный спрос;

4) реакция на административное давление;

5) интересы кредиторов.

Предприимчивый человек, располагая относительно свободными деньгами, решает следующие вопросы:

1)в какой проект вложить свободные средства?

2)сколько нужно средств для реализации проекта?

3) когда вложенные средства начнут приносить доход?

4) какова будет прибыль?

5) каковы общие характеристики проекта?

Иногда возникает и такой вопрос:

6)где взять деньги на реализацию проекта?

Поиск ответов на все эти вопросы составляет деятельность по разработке концепции проекта. Идея проекта, его концепция должны быть основательно проработаны. Нельзя жалеть сил, времени и средств на изучение главного на данном этапе вопроса - быть или не быть проекту, а дальнейшие работы начинать, только убедившись в положительном ответе на этот главный вопрос. Отрицательный ответ – это тоже хороший нужный позитивный результат, т.к. дает основание отказаться от проекта, сберечь средства и не потерпеть убытков. Из всего этого следует, что при оценке перспективности идеи важнейшим является предварительное технико-экономическое обоснование, позволяющее оценить результаты реализации идеи с экономической точки зрения. Эта оценка является решающей, т.к. позволяет увидеть интерес в ней инвесторов и всех остальных участников проекта или идеи его.

Таким образом, проверка бизнес-идеи, причем на конкретных условиях реального осуществления проекта, продолжается на протяжении всей прединвестиционной фазы проекта, а ее воплощение в жизнь начинается лишь на инвестиционной фазе. Эксплуатация идеи - это задача эксплуатационной фазы проекта. Только здесь мы получаем точный и окончательный ответ об эффективности научной и бизнес-идеи.

Источники идей подразделяются на внутренние и внешние. Прежде чем искать идею где-то во вне предприятия, следует обратиться к внутренним источникам, но только внешние источники способны дать принципиально новую, высокоэффективную идею.

Основные источники идей: внутренние (руководитель, высший менеджмент, средний менеджмент, сотрудники, внутренние архивы); внешние (партнеры, клиенты, СМИ, научно-технологическая информация, internet, архивы).

Сотрудники фирмы - наиболее обширная, но и трудно управляемая область носителей новых идей.

Поощрение творческих замыслов и инициативы сотрудников требует организации встречных потоков информации.

Руководство фирмы должно так наладить процесс взаимодействия сотрудников, чтобы они наряду с качественным выполнением непосредственных задач могли проявлять инициативу, были в курсе главных стратегических задач компании и имели возможность донести новые идеи непосредственно до руководства компании. Кроме того, сотрудники должны быть уверены, что эти идеи сохранят авторство и будут поощрены. Для этого можно предложить каждому сотруднику представлять ежемесячно письменный отчет о работе, где отражаются выполнение Текущих задач, перспективные планы деятельности и предложения по развитию.

Крайне важно, чтобы идея была персонифицирована, генератор ее известен и поощрен хотя бы тем, что признано его авторство.

Менеджмент должен быть всегда нацелен на поиск идей, т.е. не только озабочен четким выполнением текущих задач. Руководители разного уровня должны составлять не только текущие, но и более длительные планы развития. При этом учитывается мнение (письменные отчеты) сотрудников подразделения. В целом у нас такая работа поставлена очень слабо, т.к. «игра в должности», характерная для нетворческих людей, получила широчайшее распространение.

Руководитель должен так построить свою работу и систему взаимоотношений, чтобы у него на текущие вопросы уделялось меньше времени и в основном он занимался бы стратегическими вопросами с поиском новых идей. Но нельзя забывать, что отход от текущих задач чреват потерей реального положения дел, когда стратегические идеи не получают реальной опоры.

Крупные компании создают отдельные службы развития, которые подчинены непосредственно руководителю фирмы.

Важно проведение смотров, конкурсов, конференций, семинаров и других мероприятий с целью генерирования, идей. Поиск идей внутри компании может быть организован путем использования специального ящика для предложений, куда любой сотрудник может опустить свои письменные предложения.

Партнеры - это поставщики сырья и комплектующих, обслуживающие фирму банки, различные контрагенты, потребители и т.д.

Организация должна быть открытой для восприятия новых идей и готовой для всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с партнерами.

Клиенты также дополнительный потенциальный источник идей. С ними необходимо строить такие отношения, которые способствовали бы развитию кооперации, большего учета интересов клиентуры при решении вопросов развития компании.

СМИ - доступный и распространенный источник идей. Кругозор руководителя, его всестороннее развитие создает предпосылки для использования этого источника идей. Фирма должна выписывать га­зеты и журналы, формируя свой «портфель СМИ».

Научно-технологическая информация поступает через конфе­ренции и семинары, выставки и презентации, деловые встречи, зна­комства и др.

Кроме того, это библиотеки (специализированные и универсальные), архивы патентных бюро, и других организаций, занимающихся сбором информации об изобретениях, разработках, рационализации, подшивки периодических журналов, газет и т.д.

В целом поиск информации об идеях должен быть поставлен на научную основу.

Появившаяся идея должна быть подвергнута экспертизе. Эту работу проводят аналитики проектов. Они готовят заключение о целесообразности дальнейшей работы над проектом на основе этой идеи. Бесперспективность проекта обусловлена:

1) недостаточным спросом на продукцию проекта;

2) отсутствием реальных преимуществ продукции проекта перед той, которая уже выпускается;

3) высокой стоимостью и низкой экономической эффективностью;

4) высокой степенью риска (источники риска - самые разнообразные);

5) проблемы с сырьем;

6) экологические проблемы;

7) настроениями общественности.

Анализируя идею, следует в первую очередь определить, на какой фазе жизненного цикла она находится. Это определяет объем исследований, разработок и опытно-конструкторских работ, которые предстоит осуществить и профинансировать. Степень риска возрастает, если идея находится на ранних стадиях жизненного цикла. Но в случае успеха права на научную идею, разработки и бизнес-идею в большей степени будут принадлежать тому, кто вложил (инвестировал) в нее свое время и средства.

Иногда идея требует доработки после ее экспертизы с целью превращения в перспективную.

Если экспертиза показала перспективность идеи, следует четко и конкретно сформулировать цели и задачи проекта, дать основные характеристики:

1) альтернативные технические и технологические решения;

2) ожидаемый спрос на продукцию;

3) сроки реализации проекта, его инвестиционной фазы;

4) сложность проекта;

5) правовое обеспечение проекта, наличие исходной и разрешительной документации;

6) уровень цен и конкурентоспособность продукции проекта;

7) перспективы экспорта продукции и импорта сырья, комплектующих;

8) инвестиционный климат;

9) оценка экономической эффективности.

Это служит основой анализа осуществимости проекта. Это делает группа экспертов. Если ее заключение положительное, оформляется аналитическая записка. В ней излагается сущность проекта с отражением в ней:

1) цели проекта;

2) основных его особенностей, его альтернативы;

3) различных проблем, которые необходимо учитывать (финансовые, политические, технические, технологические, организационные и др.);

4) необходимых мероприятий по дальнейшей разработке проекта.

Идея проекта сформулирована, если:

1) выявлены основные проблемы, влияющие на судьбу проекта;

2) выбранный вариант подкреплен оценкой затрат и результатов;

3) есть конкретная программа разработки проекта;

4) есть основания считать, что проект будет профинансирован.

Практическая приемлемость идеи проекта связана с выполнением следующих условий:

- технологическая осуществимость;

- жизнеспособность в перспективе;

- экономическая эффективность и окупаемость проекта в приемлемые (нормативные) сроки;

- приемлемость для общественности;

- организационная и административная обеспеченность.

Некоторые из этих условий являются ограничениями, а вот экономическая эффективность и окупаемость проекта выступают в качестве основного критерия оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: