Вопросы выбора размещения хозяйствующего субъекта рассматриваются вначале при исследовании возможностей. После изучения ранее проведенных в различных организациях исследований, относящихся к реализации идеи проекта, определяют, каких исследований не проводилось, какие из проведенных устарели, какие требуют уточнений и конкретизации. Соответственно этому на самой ранней стадии исследования возможностей организуются работы по изучению вопроса и обоснованию размещения предприятий (группы предприятий). Возможно, вначале окажется необходимым разработать общую схему территориальной организации в рассматриваемой отрасли, подотрасли или производстве.
Дело в том, что предприятия, выпускающие одинаковую продукцию, находятся в определенном взаимодействии. Они предъявляют требования на одни и те же источники сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Потребители продукции также одни и те же. Поэтому общая схема перспективного развития и размещения в отрасли должна иметь место. Но в отличие от централизованно-управляемой экономики материалы и решения отраслевой схемы развития и размещения производства не носят директивного характера и необязательны для исполнения субъектами хозяйствования различных форм собственности. В проектах на уровне предприятия и ниже данные отраслевой схемы развития и размещения только учитываются, но обязательными не являются. Если решение того или иного хозяйствующего субъекта о размещении предприятия или производства в том или ином месте не соответствует проработанной отраслевой схеме, требуется детальное обоснование. Такое же обоснование необходимо при отсутствии разработанных отраслевых схем. При этом в любом случае требуется учет соседних предприятий, выпускающих такую же продукцию.
|
|
Если отраслевая схема развития и размещения производства отсутствует, необходимо изучить ситуацию, выделить факторы, влияющие на эффективность вариантов размещения предприятий отрасли, провести расчеты по обоснованию предприятия. Эти расчеты, если нет экономико-математических моделей и возможности выполнить их с оптимизацией решений, могут быть проведены рассмотрением нескольких альтернативных вариантов. Важно учитывать не один, пусть и ведущий, главный фактор, а все основные факторы, способные оказать влияние на выбор окончательного варианта.
В предварительном технико-экономическом обосновании эти расчеты уточняются с привлечением новой информации и методологии. В окончательном бизнес-плане проекта решение может быть еще раз пересмотрено и только после этого приступают к описанию условий окончательного варианта размещения предприятия. На протяжении всего цикла расчетов необходимо уделить самое серьезное внимание месторасположению предприятия и в целом вопросам территориальной организации производства. В ряде случаев эта проблема вообще имеет решающее (значение и является главным фактором эффективности проекта.
|
|
Поэлементная организация производства также начинает изучаться и рассматриваться при исследовании возможностей. Во-первых, организация бизнеса предполагает вначале определение* вида (или видов) продукции, работ, услуг, которые могут быть востребованы на рынке. Затем выбирается технология изготовления продукции или производства работ, следом за этим подбирается техника, оборудование, система машин и агрегатов. После этого следует выбор сырья, материалов, комплектующих изделий. Каждая стадия представляет собой отдельную подзадачу, потому что все эти этапы и стадии взаимосвязаны, и раздельно их рассматривать нельзя в принципе. На тактике, однако, большей частью задача поэлементной организации производственного процесса решается поэтапно. Отдельные элементы пропускаются, их решения считаются заданными и не подлежащими пересмотру.
На действующих предприятиях таким заданным фактором большей частью выступает оборудование, особенно если отсутствуют средства на его замену и модернизацию. Сам профиль предприятия, опыт предыдущей работы во многом определяет и вид (или виды) выпускаемой продукции. Иногда трудно изменить и технологию, не меняя имеющееся оборудование. Поэтому задача для действующих предприятий может быть существенно упрощена.
В целом, в общем случае состав задачи может быть представлен следующей схемой:
1. Выбор 2. Выбор 3. Выбор 4. Выбор вида
сырья и оборудования технологии выпускаемой
материалов продукции
Рис. Этапы выбора выпускаемой продукции
Заданность одного из перечисленных параметров или нескольких упрощает задачу. Для практического решения должна быть разработана экономико-математическая модель, которая учитывает отраслевую специфику и особенности конкретной ситуации.
Решение комплексной задачи, рассматривающей практически все вопросы поэлементной организации производства, обеспечивает общий и системный подход к проблеме. На практике редко требуется решать именно полную комплексную задачу.
Выбор и обоснование вида выпускаемой продукции требует организации и проведения маркетинговых исследований. Как правило, проект требует подробных маркетинговых исследований, т.е. систематической обработки данных о рынке соответствующих продуктов и сопутствующей рыночной среде.
На заключительном этапе, когда все решения предварительно обоснованы и утверждены, следует четко описать внедряемый вариант. Описание производится в разных разделах инвестиционного проекта (бизнес-плана).
Лекция 8
Тема 6.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
1. Место маркетинга в инвестиционном проекте.
2. План маркетинга.
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
ТЕМА 6. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
В условиях рынка наиболее важными и одновременно наиболее сложными для разработки являются вопросы прогнозирования сбыта продукции. Условиями составления максимально корректного плана реализации становятся не данные о производственных мощностях и имеющихся в наличии других производственных ресурсов, а результаты исследования рынка, анализа потребителей и конкурентов, а также грамотно разработанная маркетинговая стратегия компании.