Являясь очень емким понятием, маркетинг включает целый спектр видов деятельности, направленных на согласование возможностей компании и запросов потребителей. Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», что означает «рынок». В настоящее время под маркетингом принято понимать философию управления, хозяйствования в условиях рынка, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Другими словами, маркетинг - это вся деятельность организации, направленная на разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, которая ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
В узком понимании - на уровне отдельного субъекта хозяйствования - маркетинг представлен управленческой системой, выполняющей функции планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей. Такое определение имеет достаточно широкий смысл, чтобы охватить деятельность как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг - это любая деятельность компании в интересах ее клиентов.
Соотношение системы маркетинга с основной целью любой коммерческой структуры - получением прибыли - позволяет определить
маркетинг как систему управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленной на получение приемлемой (максимальной) величины прибыли посредством изучения, учета и активного влияния на рыночные условия.
Сущность философии маркетинга проявляется в его основных принципах.
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии решений.
Данный принцип предполагает владение точной, полной и актуальной информацией по вопросам существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения потребителей на рынке и их отношения к продуктам данной компании и ее конкурентов. Следование данному принципу усложняется тем, что потребители зачастую не достаточно хорошо осознают, что конкретно они хотят. Их желание в большинстве случаев ограничивается необходимостью решить свои проблемы с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Поэтому одной из главных задач маркетинга может стать определение проблем, перед решением которых стоят потребители (в рамках инвестиционного проектирования эти вопросы решаются на стадии исследования возможностей).
2. Разработка внутрифирменной системы максимального приспособления производства к требованиям рынка,
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность компании (научно-техническая, производственная, сбытовая и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его возможных изменений в будущем. Маркетинг предполагает создание, производство и реализацию того, на что действительно есть спрос. Маркетинг меняет приоритеты компании в направлении повышения значимости факторов спроса и запросов потребителей и требует производить товары в ассортименте и объеме, отвечающим этим запросам. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещается от возможностей производства к рыночным возможностям. Отдел маркетинга является источником информации, местом принятия ключевых решений и выработки не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия. Именно здесь по итогам тщательного анализа состояния и динамики спроса решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного товара.
3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств и методов продвижения с целью убеждения их приобрести конкретный товар.
Существует мнение, что хороший товар в рекламе не нуждается. Это заблуждение явилось причиной того, что большое количество хороших идей и качественных товаров так и не нашли своего потребителя. Разумеется, разработка и производство качественных новых продуктов является одной из главных задач большинства организаций. Однако не менее, а может и более важной задачей является их успешное продвижение на рынок. Задачей системы маркетинга на этом этапе становится разработка комплекса мероприятий по выведению товара на рынок, по стимулированию сбыта, а также анализ эффективности различных инструментов продвижения продукции.
План маркетинга
В структуре бизнес-плана проекта маркетинговая часть играет одну из самых важных ролей. Это вызвано тем, что в современных условиях рынка возможность реализовать товар или услугу становится ключевым вопросом при принятии решения о финансировании того или иного инвестиционного проекта. Другими словами, спрос на продукцию компании и конъюнктура рынка определяют выбор технологии производства, требования к персоналу, размер производственных мощностей. Таким образом, грамотное планирование сбыта становится ключевым фактором реалистичности бизнес-плана инвестиционного проекта.
Однако план маркетинга необходим не только для предполагаемой деятельности компании, но и для организации текущей работы компании. Важную роль маркетинговый план может сыграть и в переговорах с партнерами и инвесторами, которым необходимо иметь четкое представление о схемах распространения продукции, подходах к ценообразованию и стимулированию сбыта.
Следовательно, в маркетинговом плане должны быть освещены следующие аспекты предполагаемой работы компании:
- цели и стратегии маркетинга;
- результаты исследования рынка;
- выбор целевых сегментов рынка;
- ценообразование;
- методы реализации и стимулирования сбыта;
- схема распространения товара;
- прогноз продаж;
- организация послепродажного обслуживания.
Данный раздел бизнес-плана включает:
1) характеристика внешнего окружения предприятия;
2) анализ внутреннего окружения:
а) анализ отрасли,
б) анализ конкуренции,
4) бюджет продвижения;
5) план сбыта продукции.
Планирование маркетинга можно представить в форме последовательных этапов, соответствующим разделам бизнес-плана, исключение любого из которых приведет к снижению качества маркетингового плана.
| Этапы | Описание | Разделы бизнес-плана |
| Аудит маркетинг | Оценка рыночного положения компании, маркетинговые исследования (стадия исследования возможностей) | Характеристика внешнего и внутреннего окружения предприятия |
| Постановка целей | Формирование на основании исследований реалистичного набора количественных маркетинговых и связанных с ними финансовых целей, совместимых с общими целями компании | Маркетинговая стратегия |
| Стратегическое планирование | Выработка стратегии, обеспечивающей достижение поставленных целей и согласующейся с общей стратегией компании | Маркетинговая стратегия |
| Тактический план | Создание детального тактического плана действий, способного обеспечить выполнение стратегии и достижение поставленных целей | Бюджет продвижения План сбыта продукции |
Первый этап был рассмотрен в предыдущей главе как одна из составных частей этапа исследования возможностей. Рассмотрим оставшиеся три этапа более подробно.
Лекция 9
Тема 6.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
3. Цели и стратегии маркетинга.
3.1. Сегментация рынка и дифференциация.
3.2. Оценка конкурентоспособности.
3.3. Выработка маркетинговых целей проекта.
3.4. Разработка маркетинговой стратегии.
4. Разработка комплекса мероприятий маркетинга.
5. Планирование сбыта.
Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.