Сегментация рынка и дифференциация
Было бы абсолютно неверным утверждать, что сегментация является неотъемлемой частью любой маркетинговой стратегии. Напротив, существует большое количество товаров, которые рассчитаны на массового потребителя, вне зависимости от возраста, пола или социального слоя. В данном случае компания будет реализовывать так называемый массовый маркетинг - рассчитанный на всех потребителей в целом. Однако для большинства вновь создаваемых компаний такой подход просто невозможен, так как требует значительных финансовых вложений в продвижение товара, чтобы охватить все группы населения. Более того, современный рынок характеризуется широчайшим разнообразием потребностей. Слово «эксклюзив» стало практически синонимом хорошему и качественному товару. В таких условиях однородность подхода может стать одним из факторов провала проекта. Выходом из данной ситуации становится целевой, или сегментированный, маркетинг. Недаром американский маркетолог П. Дойль писал: «Если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, рынок разобьет на сегменты фирму».
Сегментация - это классификация потребителей в соответствии с качественными особенностями их спроса. Другими словами, сегментация представляет собой процесс условного разделения рынка на участки-сегменты, которые характеризуются одинаковой реакцией на маркетинговые мероприятия. Это становится важным для обеспечения адресности и, как результат, эффективности продвижения товара на рынке.
Существуют различные подходы к выбору признаков или критериев для сегментации. Рассмотрим некоторые из них.